Пятница, 30.09.2022, 22:23 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
Авиа и Космос [30]
Арт [123]
Архитектура [0]
Бизнес и е-Бизнес [8]
Вестник Гондураса [23]
Видео [12]
ВНИИСПК [0]
Военная техника [13]
Военные хитрости [17]
Ворчалки [6]
Вылазки [6]
Деньги [1]
Дневники пользователей [0]
Еда [7]
Ж/Д техника [1]
Из истории [2]
Интернет [12]
Казусы [8]
Лохотрон [3]
Мирная техника [0]
Новости [14]
Оружие [9]
Прикольное [15]
Разная писанина [26]
Разные интересности [34]
Религия [1]
Скрипты для сайтов [99]
События [9]
Страшные сны [4]
Техноген [3]
Флот [23]
Хорошие вещи [2]
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Доска объявлений
 Блог
Главная » 2013 » Ноябрь » 3 » Чайные клиперы
12:58
Чайные клиперы
Чайные клиперыК началу 19-го века чай стал в Европе напитком привычным, повсеместно распространенным и везде востребованным. Оставалось решить чисто техническую проблему: обеспечить быструю доставку продукта из Китая и Индии в чайную столицу Европы, Лондон. Старые медлительные парусные корабли преодолевали расстояние в 16 тысяч миль до Шанхая и обратно в течение года, иной раз дольше. Товар в трюмах отсыревал и плесневел. От изначального волшебного аромата молодых листочков чайного куста и следа не оставалось. Нужны были быстрые парусники.

Быстрые парусники строились в США в городе Балтиморе, что на Атлантическом побережье. Они назывались клиперами. Название происходило от английского глагола «to clip» («стричь»). Корабли эти, узкие и длинные, небольшие по размеру, имели такую могучую парусную оснастку, что буквально летели по волнам, разрезая воду. «Подстригаемые» волны то и дело прокатывались по палубе. За это моряки прозвали клиперы судами с никогда не просыхающей палубой.

Для того чтобы достаточно легкое трехмачтовое судно не перевернулось под напором ветра, ему специально увеличивали осадку с помощью балласта и делали большой киль. Объем трюмов при этом уменьшался, зато ни один корабль не мог угнаться за клипером. Потому и применяли этих стремительных морских «стрижей» для дел особых: проскочить через порядок вражеской эскадры, прорвать блокаду порта, перевозить почту и срочные грузы. Для перевозки контрабанды и черных рабов из Африки клиперы тоже использовались.

Капитанами этих судов становились ребята особые. Чувствуя свой корабль, словно собственное тело, они постоянно шли на риск, лишь бы достигнуть рекордной скорости. Одним из любимых приемов капитанов клиперов было пристроиться впереди шторма и убегать от него, не давая себя захлестнуть высокой волне. Штормовой ветер разгонял корабль до небывалой скорости, 10 узлов (17 километров в час). Но уж если штормовая волна нагоняла корабль сзади, мало не казалось! Впрочем, назад оглядываться не было времени. Но на всякий случай, пока корабль «бежал от шторма», все, кто были на палубе, привязывались к штурвалу или к мачтам. Чтобы не снесло в море, если все же кораблю бурю перегнать не удастся.

В 1849 году британская Ост-Индская компания отказалась от монополии на перевозку колониальных товаров из Индии и Китая. Англичане стали арендовать быстрые американские клиперы для перевозки чая. В первом же рейсе американский клипер «Ориентал» прошел от Гонконга до Лондона за 81 день, а в следующем – за 80.
 
 
 
Но скоро клиперы начали строить и в Великобритании. В 1851 году в Шотландии на верфях в городе Абердине спускают на воду два клипера. Следующий чайный клипер, «Челленджер», построили в 1852 году. Он был, грубо говоря, «содран» с «Ориентал». Пока американский клипер разгружался в английском порту Блэкуолл, его тщательно обмерили, а затем воспроизвели на здешней верфи.
 
 
Начиная с 1860 года, англичане перестали фрахтовать американские клиперы. Для перевозки чая у них уже было достаточно своих кораблей.

Чайные клиперы, самые быстрые в мире парусные суда, появились уже на исходе эры парусного флота. В моря выходили пароходы. В одной из лучших баллад Р. Киплинга, «Мэри Глостер», умирающий герой вспоминает об этом времени:

И сталь себя оправдала. И мы спустили тогда,
За шиворот взяв торговлю, девятиузловые суда.

Девять узлов – прекрасная скорость. Казалось, чайные клиперы побеждены. Но они еще полтора десятка лет бороздили моря и океаны, сдавая свои позиции очень неспешно. Дело в том, что средняя скорость клиперов еще долго превышала среднюю скорость пароходов, которым приходилось заходить в порты для пополнения запаса угля. Клиперы же мчались, подстегиваемые «дармовым» ветром без остановок.

Но технические проблемы на то и технические, чтобы их решать. Довольно скоро в Адене, Коломбо и Сингапуре появились специальные бункеровочные фирмы, которые без задержки снабжали транзитные пароходы углем. В конце 1869 года вступил в строй Суэцкий канал, сокративший путь из Китая в Лондон на 8 тысяч километров. Парусники по каналу двигаться не могли и по-прежнему шли в обход Африки. В 1870 году первый пароход преодолел расстояние от Шанхая до Лондона за 60 дней.

Единственное, что пока позволяло белоснежным клиперам конкурировать с дымящими черным дымом стальными лоханками – укрепившееся в кругах торговцев чаем и разделяемое некоторыми потребителями мнение о том, что чай, который перевозят пароходами, пахнет угольной гарью и железом трюма.
 
Автор: Марк Блау
Категория: Флот | Просмотров: 1243 | Добавил: Mao | Теги: Чайный клипер | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0

Комментарии
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
GA





Enter
Логин:
Пароль:
География "Умехи"
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи


    12.060