Модель планера «Малыш» — самая простая летающая модель. С постройки ее следует начинать каждому юному технику, интересующемуся летающими самоделками.
Для изготовления «Малыша» потребуется совсем немного материала: - лист плотной чертежной бумаги размером 200X300 мм; - кусок стальной проволоки толщиной 1 мм и длиной 300 мм; - сосновая рейка сечением 3X3 мм и длиной 500 мм; - казеиновый клей или авиационный лак эмалит. Для изготовления модели планера надо воспользоваться выкройкой крыла и оперения, приведенной на рисунке. Чтобы построить модели планера «Малыш» в нескольких экземплярах, необходимо на каждую модель вырезать из плотной чертежной бумаги такие же выкройки крыла и оперения по размерам рисунка. Хвостовое оперение модели, как видно из рисунка, состоит из стабилизатора и двух килей. Крыло 4, если смотреть на него спереди, имеет приподнятые над серединой концы. Это необходимо для боковой устойчивости модели в полете. Называется такой выгиб крыла «поперечным V («ве») крыла». Крыло и оперение, вырезанные из бумаги, отгибаются по пунктирным линиям. На рисунке помечены три разновидности пунктирных линий. По каждой из этих линий надо делать разные загибы. По штриховой линии переднюю кромку крыла, например, надо загнуть полностью, плотно прижав ее к нижней поверхности крыла. По носку крыла в согнутую кромку следует вложить проволоку, а затем приклеить отогнутую переднюю кромку к крылу. По такому же пунктиру следует загибать и приклеивать переднюю кромку у оперения. Как крыло, так и оперение надо оставить сохнуть, положив их под пресс. Когда крыло и оперение высохнут, загните их поверхности по простому пунктиру, как это показано на рисунке. На оперении прочерчен пунктир с одной точкой. По этому пунктиру кили оперения должны быть отогнуты кверху под прямым углом к стабилизатору. Когда все указанные операции будут выполнены, проверьте, нет ли у крыла и оперения перекосов.
Затем следует отрезать от заготовленной сосновой рейки сечением 3X3 мм три кусочка длиной 70, 130 и 250 мм. В рейке длиной 250 мм, как показано на рисунке, надо сделать острым ножом продольную щель длиной 40 мм в заднем конце и небольшой паз глубиной 1,5 мм на расстоянии 65 мм от носка. Такой же паз на расстоянии 65 мм от носка должен быть сделан в рейке длиной 130 мм. Все это понадобится для крепления стабилизатора и крыла к рейке-фюзеляжу. Когда все три рейки фюзеляжа, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, заготовлены, можно собирать модель. Рейки 1, 2, 3 следует сложить вместе, так, как показано на рисунке, проложить между рейками 1 и 2 крыло и связать рейки в трех местах тонкими нитками на клею. При этом надо следить, чтобы между рейками 1 и 2 попала точно середина крыла. В хвостовую щель в рейке 1 вставляется оперение. Середина оперения должна совпасть с серединой толщины рейки 1. Кили отгибаются кверху. Стабилизатору надо придать небольшой угол поперечного V. После этого следует проверить, нет ли перекосов у крыла и оперения при виде на модель спереди. На стабилизаторе и на правом киле должны быть сделаны прорези 7 для рулей высоты и направления. При регулировке модели мы отгибаем эти рули по точечному пунктиру. Затем из стальной проволоки диаметром I мм выгибаются детали 13 и 14 по размерам рисунка. Они аккуратно вставляются в фюзеляж и плотно прижимаются к рейке плоскогубцами. Конец рейки 1 за стабилизатором надо несколько раз обмотать ниткой на клею, соединив обе половины рейки между собой. Модель готова для полетных испытаний. Теперь мы должны проверить, где расположен у нее центр тяжести. Для этого уравновесим модель на указательном пальце. То место, где будет располагаться палец на рейке 1, и будет центром тяжести модели. Центр тяжести должен размещаться на расстоянии 100 мм от носка фюзеляжа. Если центр тяжести размещен дальше, то надо носок модели загрузить полоской, вырезанной из жести, пропустив ее между рейками 1 и 2. Модель запускается из рук. При этом ей надо дать легкий толчок. Если модель в полете взмывает кверху — «задирает нос», рули высоты надо слегка опустить книзу. Если модель быстро снижается — резко «опускает нос», рули высоты следует немного отклонить кверху. Если модель поворачивает в сторону, руль направления на правом киле надо слегка отклонить в направлении, обратном повороту. Для запуска модели хорошо использовать катапульту. Катапульта собирается из сосновых реек 8 и двух стоек 10 и 12, также вырезанных из сосновой доски по размерам рисунка. Собирать рейки 8 со стойками 10 и 12 надо на столярном клею и на мелких гвоздях. Далее надо из стальной или медной проволоки диаметром 1 мм выгнуть скобы 9 и петлю самоспуска 11 — по размерам рисунка. Скобы 9 укрепите на передней стойке 10, петлю 11 — на задней стойке 12. Привяжите к скобам 9 резинку 15 сечением 1X1 мм или 1X2 мм. Длину резинок выбирайте по таблице, приведенной на рисунке. Длина резинки в таблице приведена в нерастянутом состоянии, когда она уже привязана к скобам 9 катапульты и сложена вдвое. Крючком 13, укрепленным в нижней части фюзеляжа, надо зацепить за резинку, затем ее растянуть так, чтобы задний крючок 14 планера зацепился за петлю 11 катапульты. Запускают планер в полет нажатием пальца на петлю самоспуска 11. Если у планера центр тяжести размещен правильно, крылья и оперение не перекошены, планер полетит с небольшим набором высоты по прямой, а затем пойдет на посадку. Для выполнения «петли Нестерова» надо полностью отогнуть руль высоты кверху и приподнять переднюю часть катапульты кверху под углом в 30—40° к горизонту. |