Предлагаем вам познакомиться с моделью подводной лодки «Пионер». Эта сложная модель с механическим двигателем была создана конструктором С. Н. Захаровым по заданию киностудии для кинофильма «Тайна двух океанов». Кто смотрел этот фильм, очевидно, помнит, какими отличными ходовыми качествами отличался «Пионер».
За постройку этой модели могут взяться только моделисты, уже имеющие опыт создания действующих моделей.
Постройку модели начните с корпуса. Наиболее распространен паяный корпус из жести по болванке. Болванку можно изготовить из целого куска дерева либо из куска, склеенного из досок. Лучше всего взять липу — она хорошо обрабатывается. Доски должны быть хорошо обработаны — гладкие и ровные. Склеивать их можете любым клеем (столярным, казеиновым, эмалитом). Помните только, что, перед тем как склеивать эмалитом, следует покрыть им доски 2—3 раза. Промазав доски, зажмите их струбцинами. Через сутки можете обрабатывать болванку. После грубой обработки следует более точная, с применением шаблонов шпангоутов, снятых с теоретического чертежа (см. рис).
На болванке разметьте положение каждого шпангоута — расстояние между ними равно 150 мм; длина модели — 1 500 мм, наибольшая ширина — 180 мм, высота — 164 мм. Шаблоны вырежьте из тонкой фанеры или из картона. На грубо обработанной болванке сделайте прорезы ножом по шаблонам, а затем рубанком и рашпилем обработайте весь корпус. На готовой болванке укрепите либо плоские шпангоуты из фольги или жести, либо тавровые из жести. Каждым шпангоутом опояшьте болванку и закрепите их гвоздями на палубе. Ширина шпангоута должна быть 10—12 мм.
Тавровые шпангоуты делаются следующим образом. На куске жести проводится риска на расстоянии 5—6 мм от края. По этой риске жесть сгибается (складывается) и отрезается, после чего она выправляется на металлической плите. Затем на сложенной полоске с обеих сторон снова проведите риски на расстоянии 2,5—3 мм от края. По ним полоску зажмите в тиски, разгоните и выровняйте молотком, не вынимая из тисков.
Тавровые шпангоуты намного прочнее плоских. Для установки их в болванке сделайте пропилы двумя-тремя ножовочными полотнами, сложенными в пакет. В пропилы вставьте шпангоуты, концы которых временно закрепите на палубе гвоздями. После этого из бумаги сделайте на каждую шпацию шаблоны заготовок обшивки корпуса. По ним вырежьте из жести обшивку корпуса. Заготовленный лист обшивки легко припаивают в трех-четырех местах к шпангоутам и заготавливают следующий лист обшивки. Так делается по всему корпусу. Если будете собирать лодку по плоским шпангоутам, то в носу и корме шпангоуты установите почаще и обшейте их латунью или медью. Когда соберете весь корпус, пропаяйте его, не снимая с болванки, и обработайте напильником.
Если лодка собирается по плоским шпангоутам, то для удобства съемки корпуса ни в носу, ни в корме его не пропаивают. Вынув гвозди, держащие шпангоуты, и раздвинув немного борта, корпус снимают с болванки. Если же корпус собирается на тавровых шпангоутах, то на него припаивают палубу, а затем уже распиливают его шлицовкой на две половинки и снимают с болванки.
Снятый корпус модели промойте мыльной или содовой водой, чтобы он не заржавел от кислоты, и после этого можете ставить дейдвуды. Просверлите в корме два отверстия и впаяйте две трубки (диаметр будет зависеть от толщины гребных валов). Снаружи и внутри корпуса трубки укрепите кронштейнами. С .обоих концов трубок вставьте втулки по диаметру гребных валов. Затем укрепите один или два мотора на деревянной подушке. Если мотор один, то понадобится редуктор, чтобы связать оба винта. Для установки рулей в корпус также впаиваются трубки.
Винты трехлопастные. Они припаиваются или наворачиваются по резьбе на валы. С другого конца вала припаивается лопатка из жести, а на валу мотора делается прорезь для сцепления с гребным валом. После этого устанавливается соленоид или какой-либо часовой механизм для перекладки горизонтальных рулей на всплытие. Для выключения электропитания желательно в модели поставить реле времени (таймер). Соленоид связан с электропитанием через реле времени. В нужный момент таймер подает питание на соленоид, и он ставит горизонтальные рули иа всплытие. Моторы выключаются, и лодка всплывает на поверхность. Рули связаны с соленоидом рычагами и пружинами.
Когда все механизмы будут установлены, можете запаивать палубу, оставив отверстие с герметичной крышкой для закладки батарей или аккумуляторов в лодку. Если лодку вы собирали по тавровым шпангоутам, то обе половинки спаяйте и сделайте люк с герметичной крышкой для закладки, батарей или аккумуляторов. Корпус модели покройте нитрогрунтовкой и прошпаклюйте сначала густой шпаклевкой, затем жидкой. (Для этого густую шпаклевку разводят растворителем или ацетоном.) Обработайте корпус шкуркой, на него наклейте ватерлинию из белого целлулоида. Модель покрасьте. Нижняя часть может быть любого цвета, а верхняя обязательно шарового (серого). После этого можно устанавливать рубку и' все остальные детали на палубе лодки. Рубка красится также в шаровый цвет.
(Центральный морской клуб: Москва, Д-362, проезд Досфлота, 6. По вопросам пересылки чертежей обращайтесь только в морской клуб.)
/P.S. Материал довольно старый, посему точность адреса и условия не гарантированы.../
Источник: http://utechnik.org |