|
|
Самолет TBF появился в начале 1940 г., когда ВМС США с целью получения более современного бомбардировщика-торпедоносца объявили конкурс, заказав у компании Grumman два опытных самолета XTBF-1 и две недели спустя - два опытных самолета у соревнующейся с нею компании Vought. Это был своеобразный вызов конструкторской группе Груммана во главе с Б. Швендлером, производившей до этого удачные палубные истребители, но не бомбардировщики-торпедоносцы. Опытный самолет, совершивший свой первый полет 1 августа 1941 г., представлял собой цельнометаллический среднеплан, за исключением рулевых поверхностей с полотняной обшивкой. Для размещения на авианосце консоли крыла могли складываться. Конструкция крыла и фюзеляжа, тормозного крюка была стандартной, а шасси убирающимся.
Более поздние варианты имели возможность взлета при помощи ракетных ускорителей. Силовая установка состояла из звездообразного двигателя Wright R-2600-8 Cyclone 14 мощностью 1700 л.с. с трехлопастным винтом изменяемого шага. После летных испытаний, проведенных компанией Grumman, ВМС США провели оценочные испытания, которые удачно завершились в декабре 1941 г. До декабря 1943 г. компания Грумман должна была построить 2293 экземпляра. Среди них были самолеты TBF-1, в основном сходные с опытным самолетом, и модели TBF-1C. Компания также произвела опытные самолеты XTBF-2 и XTBF-3, имевшие соответственно двигатели XR-2600-10 и R-2600-20. В ВМС Великобритании, получивших по ленд-лизу 402 самолета TBF-1B, эти самолеты первоначально были названы Tarpon Mk I, но в январе 1944г. переименованы в Avenger Mk I. Модели Avenger под обозначениями ТВМ-1 и ТВМ-1С (эквивалентные самолетам TBF-1 и TBF-1C соответственно) производились с сентября 1942г. по лицензии и компанией General Motors. Всего было поставлено 7546 самолетов до закрытия сборочных линий компании в июне 1945 г.
Из ранних моделей Великобритании получили 334 экземпляра TBM-1, которым дала обозначение Avenger Mk II. General Motors предложила и опытный самолет XTBM-3, имевший двигатель R-2600-20, как у самолета ХТВF-3 производства компании Grumman, но отличающийся усиленными лонжеронами. Большое количество машин было также поставлено без тяжелой надфюзеляжной турели с бустерным управлением. Поставки этой модификации, получившей обозначение ТВМ-3, начались в апреле 1944г., и ВМС Великобритании приобрели 222 подобных самолета под обозначением Avenger Мk III. Окончание войны не позволило General Motors пустить в серию опытный самолет ХТВМ-4, который отличался усиленной конструкцией фюзеляжа. После войны самолеты Avenger выполняли В США важные задачи по поиску и обнаружению подводных лодок, пока не были для этой цели построены специальные машины. Они также использовались как всепогодные бомбардировщики, самолеты радиопротиводействия, транспортные машины. В Великобритании противолодочные варианты получили обозначения Avenger AS.Mk 4 или Avenger AS.Mk 5.
Модификации самолета: TBF-1D/TBF-1CD - модификации самолетов TBF-1/TBF-1C, снабженные сантиметровым радаром. TBF-1E - модификация модели TBF-1, имевшая дополнительное авиационное электронное оборудование. TBF-1J - новое обозначение самолета TBF-1, полученное после его переоборудования во всепогодный. TBF-1L - модификация модели TBF-1, снабженная в бомбовом отсеке убирающимся прожектором. TBF-1P/TBF-1CP - модификации самолетов TBF-1/TBF-1C, предназначенные для фоторазведки. TBM-1E/TBM-1J/TBM-1L/TBM-1P - самолеты производства компании General Motors, эквивалентные моделям TBF-1E/TBF-1J/TBF-1L и TBF-1P соответственно. TBM-3D - модификация самолета TBM-3, оборудованная сантиметровым радаром. TBM-3E - модификация самолета TBM-3, снабженная дополнительным авиационным электронным оборудованием. TBM-3H - модификация самолета TBM-3, оборудованная бортовой РЛС обнаружения надводных целей ASV. TBM-3J - новое обозначение самолета TBM-3, полученное после переоборудования его во всепогодный. TBM-3L - модификация самолета TBM-3, снабженная в бомбовом отсеке убирающимся прожектором. TBM-3M/TBM-3M2 - модификации самолета TBM-3, предназначенные для запуска ракет. TBM-3N - послевоенная модификация самолета TBM-3, предназначенная для ночных атак. TBM-3P - модификация самолета TBM-3 для фоторазведки. TBM-3Q - модификация самолета TBM-3 для радиопротиводействия. TBM-3R - модификация самолета TBM-3, вмещающая семь пассажиров и груз для доставки на борт авианосца. TBM-3S/TBM-3S2 - модификации самолета TBM-3, предназначенные для нанесения противолодочных ударов. TBM-3U - модификация самолета TBM-3 общего назначения и для буксировки мишеней. TBM-3W/TBM-3W2 - модификации самолета TBM-3, предназначенные для поиска подводных лодок; применялись совместно с самолетами TBM-3S/TBM-3S2, формируя с ними противолодочную команду "охотник-убийца".
Тактико-технические характеристики: Год принятия на вооружение - 1942 Размах крыла - 16,51 м Длина - 12,19 м Высота - 5,0 м Площадь крыла - 45,52 кв.м Масса, кг - пустого самолета - 4850 - нормальная взлетная - 8280 Тип двигателя - 1 ПД Wright R-2600-20 Cyclone 14 Мощность - 1900 л.с. Максимальная скорость - 444 км/ч Крейсерская скорость - 236 км/ч Практическая дальность - 1626 км Максимальная скороподъемность - 630 м/мин Практический потолок - 9175 м Экипаж - 3
Вооружение: 2 12,7-мм передних пулемета, 1 12,7-мм пулемет в надфюзеляжной турели и 1 7,62-мм пулемет в подфюзеляжной позиции; до 907 кг вооружения в бомбовом отсеке и узлы крепления для НУРС или торпед, сбрасываемых баков или контейнера с радаром под крылом.
По материалам иллюстрированного каталога авиации мира |