Эта модель подводной лодки — самая простая из всех существующих моделей с резиномоторами, но она обладает основными качествами более сложных моделей. «Малютка» имеет большой запас хода, оборудована приспособлением для изменения дифферента корпуса, вертикальным и горизонтальным рулями. «Малютка» хорошо погружается и всплывает, может ходить по прямой и выполнять повороты как на поверхности воды, так и под водой. Простая ручка позволяет очень быстро закручивать нить резиномотора.
Постройка «Малютки» посильна каждому начинающему моделисту. Для этого нужно три-четыре часа, то есть всего-навсего один вечер. Перед началом работы приготовьте лобзик, перочинный нож или скальпель, небольшой драчевый напильник, плоскогубцы, кусочек свинца весом 5 г, кусок фанеры толщиной 3 мм, размером 210X55 мм, жесть от консервной банки для изготовления винта и вертикального руля, резиновую нить сечением 1X1 мм и длиной 400 мм (мотор), клей «БФ-2», две булавки с головками в виде колечка, катушечные нитки № 30 и немного какой-либо яркой краски (нитроэмалевой или масляной). Ознакомьтесь с прилагаемым чертежом и рисунками.
Несмотря на простоту конструкции работу следует выполнять в определенной последовательности, чтобы избежать ошибок. Корпус лодки и лопасти горизонтальных рулей выпилите лобзиком из фанеры, как показано на рисунках 1 и 3. Контур лодки переносится с чертежа на фанеру по квадратам (клетка 10X10 мм). Чтобы модель получилась правильной и красивой, следует пользоваться пилками по металлу (с мелким зубом). Выпиленный корпус зачищается напильником и шкуркой. Прорези, в которые вклеиваются лопасти горизонтальных рулей, после пропиливания расчищаются кончиком ножа. Сами лопасти должны быть обработаны наподобие профиля крыла самолета, то есть верхняя их поверхность оставляется плоской, а нижняя делается выпуклой, с более толстой передней кромкой (ребро атаки) и более тонкой и острой задней (рис. 3). Рули обрабатываются напильником, затем — наждачной бумагой и вклеиваются на свои места. Чтобы склейка была прочной, следует сначала смазать клеем прорезь и среднюю часть лопасти, высушить первый слой клея, затем нанести второй слой, соединить детали и в таком положении высушить их. Излишки клея втираются пальцем в клеевой шов. Сквозь кормовую часть корпуса модели подводной лодки проходит вал гребного винта. Вал изготовляется из булавки, имеющей головку в виде колечка. Сквозь это колечко пропускается нить резиномотора, а к противоположному концу булавки припаивается или приклеивается клеем «БФ-2» гребной винт, изготовленный из жести. Отверстие для вала проще всего прожечь раскаленной на огне булавкой или тонкой проволокой. Делать это следует не торопясь, так как от правильного расположения отверстия зависят ходовые качества лодки. Поскольку кормовая часть корпуса лодки после прожигания отверстия становится менее прочной, ее следует обмотать катушечными нитками и промазать клеем «БФ-2». После всего этого модель можно окрасить какой-либо яркой краской, предохраняющей фанеру от действия воды. Яркая окраска поможет нам находить модель, если она уплывет далеко или запутается в водорослях при погружении. Очень хорошо сначала пропитать модель горячей олифой, затем, просушив, покрыть два раза масляной краской. Если в распоряжении моделиста имеется нитрокраска, следует сначала покрыть всю поверхность модели клеем «БФ-2» с помощью мягкой кисточки, а после высыхания клея окрасить ее нитрокраской. Винт и руль вырезаются из тонкой жести, как показано на рисунке 4. Вырезав винт, прокалывают его в середине тонким шилом или остро отточенным кончиком гвоздя. Это будет отверстие для вала. Булавка (вал) должна входить в это отверстие плотно, с некоторым усилием. Вал и винт соединяются в такой последовательности: сначала булавка (вал) вставляется в отверстие с внутренней стороны прорези для резиномотора, затем на нее надеваются три маленькие шайбочки, вырезанные из тонкой жести или латуни. Шайбочки должны быть гладкими и свободно вращаться на булавке. Если в распоряжении моделиста есть маленькая стеклянная бусинка, следует поставить ее между шайбами — это уменьшит трение и облегчит вращение вала. Последним на булавку надевается гребной винт, Отрегулировав его положение так, чтобы между ушком булавки и стенкой прорези для резиномотора оставалось 2—3 мм, свободный конец булавки загибают колечком и припаивают к винту. Следует предварительно отжечь булавку, чтобы она при загибании не сломалась. Это можно сделать в пламени газовой горелки, свечки или просто на спичке. Колечко на винте необходимо для закрутки нити резиномотора заводной ручкой или маленькой дрелью. Резиномотор представляет собою колечко из резиновой нити сечением 1X1 мм, длиной около 400 мм. Чтобы резина не потерялась в воде, случайно соскочив с модели, нить вдевают в прорезь корпуса лодки (как в ушко иголки) и завязывают узлом. Затем один конец резинового кольца пропускают в ушко вала винта, а другой (с узелком) зацепляют за выступ в носовой части лодки. Резина должна быть слегка натянута в прорези. Если она будет провисать, это создаст неудобства при заводке. Ходовые качества лодки сильно зависят от того, как изогнуты лопасти винта. Модель с хорошим винтом уйдет дальше, будет лучше погружаться и развивать большую скорость. Поэтому изготовлению винта следует уделить самое серьезное внимание. Изгибать лопасти следует в два приема: сначала, до пайки, изгиб винту придается пальцами, а после пайки с помощью плоскогубцев задние кромки лопастей изгибаются более круто (до 40° от оси вала). Во время запусков лодки можно найти наивыгоднейший угол изгиба лопастей, подгибая их в ту или другую сторону. Последний этап работы по изготовлению моде-ли подводной лодки — установка балласта на килевой брус. Для этого нужно приготовить полоску свинца размером 12X22 мм, толщиной около 1 мм. Вес ее должен быть не более 5 г. Эта полоска выгибается в форме П-образной скобки и ставится на килевой брус приблизительно под «пушкой», находящейся на палубе. Передвигая грузик, мы можем регулировать продольный дифферент модели и скорость ее погружения. Свинцовый балласт можно заменить медной проволокой толщиной 1 мм, намотав ее виток к витку на килевой брус. Проволоку следует предварительно взвесить и отрезать кусочек весом в 5 г. При первом опробовании модели лодки на воде следует добиться, чтобы грузик ее не топил. Модель должна погружаться только до линии, соединяющей переднюю и заднюю плоскости горизонтальных рулей. Если лодка тонет, грузик следует уменьшить, понемногу отрезая от него кусочки свинца (или отматывая проволоку). Отрегулировав груз, возьмите модель левой рукой, а заводную ручку — правой, как показано на рисунке 5, зацепите крючком колечко гребного винта и закрутите резиномотор, быстро вращая ручку между большим и указательным пальцами правой руки. Одним движением пальцев удается закрутить винт на 3—4 оборота. Для полной закрутки резиномотора потребуется сделать 50—60 движений. Вот и все, что вам нужно знать о модели подводной лодки «Малютка». Желаем успешной работы и счастливого плавания! |