Модели-копни внешне очень похожи на настоящие самолеты и хорошо летают на корде, развивая большую скорость полета. Строить такие модели гораздо интереснее, чем скоростные, которые, напоминают современный самолет очень отдаленно. Работая с кордозой моделью-копией, моделист знакомится с устройством настоящего самолета. При этом он много узнает интересных сведений из «большой авиации», которые могут ему очень пригодиться в дальнейшем. Готовясь к Всероссийским соревнованиям авиамоделистов-школьников 1961 года, я решил построить кордовую модель-копию. Для копирования выбрал наш советский одномоторный самолет «Як-18П», специально предназначенный для выполнения фигур высшего пилотажа. Этот самолет конструкции Героя Социалистического Труда авиаконструктора А. С. Яковлева в 1901 году принимал участие в международном чемпионате по высшему пилотажу, проходивщем в Венгрии. На самолете «Як-18П» советский летчик В. Лойчиков вошел в число первых лучших «воздушных акробатов» мира. «Як-18П» — одноместный низкоплан с размахом крыла 10,6 м, длиной 8,3 м и площадью крыла 17 м2. Полетный вес самолета — 1065 кг. Выполнен самолет в основном из дюралюминия, а фюзеляж сварен из стальных труб. Обшивка самолета — из листов тонкого дюралюминия и полотна. На самолете установлен двигатель воздушного охлаждения мощностью 260 л.с. Носовое колесо в полете убирается в фюзеляж, а основные колеса прижимаются вплотную к крылу так же, как у птицы лапки во время полета. В центральной части крыла под фюзеляжем размешен щиток-закрылок, опускаемый перед посадкой для уменьшения длины пробега. Наибольшая скорость полета, которую может развить самолет, — 275 км/час. Наибольшая вертикальная скорость полета «Як-18П» — 10 м/сек, длина разбега — 120 м, длина пробега — 200 м.
Свою модель я построил точно по чертежу самолета «Як-18П», уменьшив все размеры в 13 раз.Шасси для простоты решил делать неубирающимися. Окраска модели была мною выполнена такой же, как и у настоящего самолета «Як-18П», участвовавшего в Международном чемпионате по высшему пилотажу. Строил я модель «Як-18П» в авиамодельной лаборатории Республиканской станции юных техников Удмуртской АССР в городе Ижевске. На Всероссийских соревнованиях авиамоделистов-школышков 1961 года в классе кордовых моделей-копий модель показала хорошие летные данные, и мне было присвоено звание чемпиона РСФСР на 1961 год по этому классу моделей. Основные данные модели «Як-18П» следующие: размах крыла — 803 мм, длина — 625 мм, полетный вес — 700 г, двигатель объемом 2,5 см3 — «МК-12В», наибольшая скорость полета — 80—90 км/час. Модель построена из местных материалов с очень незначительным применением бальзы, которая вполне может быть заменена липой. Фюзеляж собран на мотораме 1, которая проходит по всей его длине и является основным элементом конструкции. Сверху на мотораму крепятся полукруглые шпангоуты 2 из липы, на которые приклеена верхняя часть фюзеляжа из березового пшона толщиной 1 мм. Задний отсек фюзеляжа выполнен из набора бамбуковых стрингеров 4 и обклеен плотной папиросной бумагой. Нижняя часть фюзеляжа 5 с боков зашита липовыми пластинками толщиной 1,5 мм, а снизу — бальзовой пластиной б толщиной 2.5 мм. Фонарь кабины 7 выдавлен из органического стекла и приклеен раствором оргстекла в дихлорэтане к верхней части фюзеляжа. В кабине до заклейки колпака надо укрепить сиденье летчикам, вырезанное острым ножом из пенопласта. Киль 9 и стабилизатор 10 выполнены заодно с фюзеляжем и имеют одинаковую конструкцию: на пластины из березы наклеена бальза, имитирующая набор нервюр, кромок и законцовок. Рули высоты 11 подвешены на шарнирах 12 из фольги и стальной проволоки. Руль поворота 13 отклонен внраво на 12 градусов для лучшего натяжения корды. Подкосы стабилизатора 14 выполнены из бамбука, расчалки 15 — из капроновых питок, хвостовой костыль 16 — из проволоки ОВС диаметром 1,5 мм. Двигатель 17 устанавливается вниз цилиндром, топливный бак закреплен жестко на уровне отверстия жиклера за первым шпангоутом 19, дренажная и заправочная трубки выведены вверх с наклоном к левой консоли крыла. Капот двигателя 20 выклеен на болванке из 8 слоев капроновых чулок с эмалнтом, носовая решетка 21 — из целлулоида. Решетка собрана из 2 колен и 24 лонаток. Капот надевается спереди и крепится днумя защелками из проволоки и штырем, проходящим в отверстие первого шпангоута. Передняя стойка шасси 22 выполнена из дюралюминия и стали и крепится жестко к мотораме, а ее подкос 23 — к первому шпангоуту. Центроплан крыла собран на фюзеляже, передняя 24 и задняя 25 кромки и нервюры 26 сделаны из липы. К нервюрам для прочности подклеен целлулоид толщиной 2 мм. Основные стойки шасси 27 делаются из стальных трубок, оси колес из проволоки ОВС диаметром 2,5 мм. Стойки шасси крепятся 2 штырями из проволоки ОВС диаметром 2,5 мм, проходящими через усиленные нервюры. Подкосы основных стоек из проволоки ОВС диаметром 1,5 мм одним концом впаяны в стойки, я другой конец загнут, вставлен в нервюру и заклеен целлулоидом. Колеса модели дюралюминиевые, шины 29 — из сплошной резины. Лонжерон центроплана 29 двухполочный, сосновый: верхняя полка имеет сечение ЗХ10 мм, нижняя — 3X22 мм. Консоли крыла собираются отдельно и крепятся наглухо к центроплану уголками 39 из целлулоида толщиной 2 мм, врезанными в переднюю и заднюю кромки, и уголками из целлулоида и дюралюминия 31, вклеенными между полками лонжеронов. Нервюры 32, носки 33, кромки 34 и законцовки 45 консолей делаются из липы; лонжероны 36 — двухполочные, сосновые, каждая полка — ЗХ10 мм у корня и 3X5 мм у конца крыла. Крыло модели снабжено двумя элеронами 37. Элероны бальзовые, окантованы бамбуком и для устранения крена модели, когда она летит выше руки моделиста, отклонены на 6—8 градусов: левый — вниз, а правый — вверх. Управление у моей модели, как и у всех кордовых моделей, осуществляется рулем высоты посредством двух корд 38, соединенных с рукояткой управления. Качалка управления рулем высоты 39 выполнена из дюралюминия. К ней шарнирно укреплена бамбуковая тяга 40, имеющая на конце проволочную стойку 41. Вся модель обклеена 2 слоями плотной папиросной бумаги и покрыта 5 слоями эмалита.
Автор: В. Булдаков, г. Ижевск |