Модель планера «Октябренок» — это простейшая летающая модель, с которой можно начинать работу в кружке авиамоделистов. «Октябренок» хорошо летит как из рук (с горки или с холма), так и с леера длиной 50 м на ровной местности. Средняя продолжительность полета модели — одна минута. Прежде чем приступить к постройке «Октябренка», надо заготовить для него необходимый материал: кусок фанеры толщиной 3 мм и размером 80X200 мм, бесцветного целлулоида толщиной 1 мм и размером 40X50 мм, сосновые рейки длиной по 350 мм прямоугольного сечения, размером 2X7 мм, сосновые рейки длиной по 250 мм прямоугольного сечения, размером 2X3 мм (для крыла) и три штуки длиной по 300 мм того же сечения (для оперения), сосновые рейки длиной по 300 мм прямоугольного сечения размером 1,5X1.5 мм (для нервюр оперения и концевых раскосов крыла), шесть мелких гвоздей (5—8 мм длиной), кусочек жести от консервной банки 30X30 мм, клей «АК-20», казеиновый или эмалит, кусок плотного картона размером 100X250 мм и папиросную бумагу для обтягивания крыла и оперения. Начинать постройку «Октябренка» надо с фюзеляжа. Выкройку носовой части фюзеляжа 1 следует перечертить на плотную бумагу в натуральную величину. По этой выкройке надо вырезать лобзиком носок фюзеляжа из фанеры толщиной 3 мм. Фанера должна быть вырезана по контуру головы летчика в том месте, где размещена кабина. На клею и гвоздях надо укрепить к верхней части носка фюзеляжа с обеих его сторон сосновые рейки 2 сечением 2x7 мм. Эти рейки соединяются на клею, и ставятся сосновые вкладыши 3. Киль 4 собирается из реек сечением 2x3 мм по размерам, указанным на чертеже. Эти рейки соединяются «в раскол» или на целлулоидовых угольниках. Когда киль высохнет, его с обеих сторон обтягивают папиросной бумагой, а затем вставляют на клею между рейками 2 так, чтобы концы реек выступали на 8 мм. Непосредственно за килем необходимо таким же образом вставить на клею концевой вкладыш 5.
Затем надо склеить из тонкого целлулоида фонарь «кабины летчика» 6. Для этого целлулоидовые пластинки приклеиваются с обеих сторон носка в том месте, где размещена «голова летчика». Спереди обе эти пластинки соединяются на клею узкой целлулоидовой лентой. После того как клей высохнет, фонарь надо зачистить шкуркой. Стабилизатор 7 предварительно вычерчивается в натуральную величину на куске фанеры или бумаги. Собирать его надо по чертежу из тонких реек сечением 2x3 мм, образующих кромки 8 и 9, и семи нервюр сечением 1,5X1,5 мм. Соединить кромки 8 и 9 с концевыми нервюра¬ми, имеющими сечение 2x3 мм, необходимо «в раскол» или на целлулоидовых угольниках. Нервюры 11 приклеиваются «впритык» к кромкам 8 и 9. Стабилизатор обтягивается папиросной бумагой только с одной стороны. Он укрепляется резиновой нитью 12 в нижней части хвоста фюзеляжа (под килем). Крыло 13 изготовляется из сосновых реек и картонных нервюр 14. На куске фанеры или на листе бумаги следует начертить в натуральную величину крыло. Затем надо заготовить заднюю 15 и переднюю 16 кромки и лонжерон 17. По концам кромок нитками на клею крепятся угольники, вырезанные из жести. Затем кнопками или булавками укрепляются на чертеже кромки крыла. Нервюры 14 вырезаются из картона. Сначала надо вырезать выкройку-шаблон, а затем по шаблону изготовить 14 одинаковых нервюр. Готовые нервюры для жесткости с обеих сторон покрываются клеем. После того как клей высохнет, сверху к нервюрам приклеивается лонжерон 17. При установке лонжерона надо следить, чтобы оставался зазор между верхней поверхностью лонжерона и верхней кромкой нервюр. Для того чтобы обтяжка плавно и равномерно облегала носок крыла, лонжерон «утапливается» в нервюры. К жестяным выступам угольников 18 надо прикрепить нитками на клею концевые «ушки» крыла 20, собранные из сосновых реек по размерам рисунка. В центре крыла к двум средним нервюрам и кромкам приклеивается фанерная или сосновая дощечка толщиной 1 мм и размером 8X92 мм. Обтягивается крыло с обеих сторон папиросной бумагой.
Папиросная бумага приклеивается к скелету крыла клеем средней густоты. После высыхания клея крыло можно слегка сбрызнуть водой. Это делается для того, чтобы бумага на крыле лучше натянулась.
Обтянутое крыло прижимается к фюзеляжу резинкой 20, которая продевается в щель, образовавшуюся между «головой летчика» и рейкой 2. Если модель в полете резко отклоняет нос книзу, то надо подложить небольшую прокладку между рейкой фюзеляжа и передней кромкой стабилизатора, а если задирает нос кверху — такую же прокладку надо проложить между рейкой фюзеляжа и задней кромкой стабилизатора. Центр тяжести модели должен быть размещен так, как это показано на рисунке. Если он сдвинут назад, то в носке фюзеляжа надо укрепить на гвоздике соответствующий свинцовый грузик 21. |