Перед первым полетом модель планера нужно отрегулировать. Это делают всегда при почти безветренной погоде. Правильно отрегулированный планер летит прямолинейно (рис. А—1), резко не взлетает, а также не спускается и не пикирует на землю.
Если модель планера выпущена точно под ветер, (запускать следует всегда в направлении, противоположном ветру!), то она резко взлетает и опускается (рис. А—2). Это означает, что балласт недостаточен — следует досыпать немного дроби. Если не будет ожидаемого результата, то под ребро атаки горизонтального стабилизатора подложите фанерную прокладку толщиной 1 мм. Если же модель, выброшенная рукой (точно под ветер) начинает пикировать на землю (рис. А—3), причиной является слишком тяжелый нос. Тогда нужно уменьшить балласт и подложить прокладку под заднее ребро горизонтального стабилизатора (первое решение лучше).
Если в результате регулировки мы получим прямолинейный скользящий полет (рис. А—1), тогда — убедившись, что крылья и горизонтальный стабилизатор имеют правильное положение — можно буксировать модель, пригласив на помощь товарища. Сначала длина троса 25 м, потом — до 50 м. Трос можно сделать из шестимиллиметровой лески или сапожной дратвы. На одном его конце должно быть металлическое колечко (например, маленькая застежка для ключей) для зацепления на буксирном тросе, а также цветной вымпел, закрепленный на расстоянии около 0,5 м от кольца зацепа.
Пилотом является владелец модели, и он держит свободный конец троса. Помощник же держит модель, прицепленную к тросу (рис. В) точно под ветер (при этом трос не выгибается ни влево, ни вправо).
По сигналу помощника пилот и помощник начинают бежать по прямой; потом помощник выпускает (но не выбрасывает) модель, направленную носом немного вверх. Модель быстро взлетает до максимальной высоты. Когда она находится уже почти над головой пилота, тот останавливается и даже немного подается назад так, чтобы модель могла отцепиться от троса. О моменте отцепления сигнализирует падающий вымпел.
При буксировке пилот должен все время следить за моделью. Ведь случается, что планер резко изменяет курс (в полете на буксирном тросе) влево или вправо. Тогда для безопасности нужно немедленно бросить трос! Чаще всего причиной изменения курса бывает несимметричная высота крыльев или неправильное вклеивание вертикального стабилизатора (оно не параллельно продольной оси корпуса). В первом случае дело просто: нужно соответственно уложить крылья так, чтобы высота обеих половин была одинаковой. Во втором же случае хорошо наклеить на заднее ребро вертикального стабилизатора полоску шириной около 20 мм и длиной около 80 мм, так, чтобы она выступала на заднее ребро на 10 мм. Бристоль будет играть роль закрылка, корректирующего направление полета (в авиационной технике такой закрылок называют триммером). Если после этого буксируемая модель все-таки изменяет курс, следует чуть-чуть отклонить закрылок в сторону, противоположную той, в которую поворачивает модель. Закрылок очень помогает, хотя может оказаться опасным, если отклонение слишком велико.
Другой способ полетов показан на рисунке С. Первый участок — это примерно 5 м модельной резины сечением 1x4 мм, а остальная часть — трос длиной около 25 м. В этом случае модель выбрасывают так же, как модели с рогаткой.
По материалам журнала "Горизонты техники для детей" (Польша) |