Авиамоделисты знают, как трудно запускать планер в безветренную погоду, особенно радиоуправляемый. Чтобы поднять в воздух тяжелую, начиненную радиоаппаратурой модель, нужно быть отличным и спринтером и стайером: буксируя планер, приходится долго и быстро бежать, пока он не наберет высоту.
Посмотрите на рисунок вверху. Эта моторизованная лебедка поможет решить вам проблему запуска планеров. Сделать ее можно в любом кружке, если есть велосипедный двигатель. Устроена она довольно просто. Две катушки свободно насажены на вал двигателя. Между ними установлена кулачковая муфта, которая позволяет соединять с валом любую из катушек. На катушки намотаны тонкие, но прочные шнуры-лееры. Между собой они связаны стальным кольцом. К верхнему, пусковому, лееру подвешивается модель, а нижний притянут к земле роликом, расположенным примерно в 300 м от лебедки.
Теперь проследим, как запускают модель с помощью лебедки. Прежде чем подвесить модель к лееру, заводят двигатель и ручкой газа подбирают (делается это экспериментально) оптимальное для данной модели количество оборотов. Затем зацепляют модель за пусковой леер и ставят рычаг кулачковой муфты в положение «Пуск». Для начала лучше запускать модель вдвоем: один держит модель, другой управляет мотором. Помощник должен точно уловить момент, когда леер потянет модель. Сделав с моделью несколько шагов, планер отпускают — леер тянет планер вверх, и тот плавно набирает высоту. Когда он поднимется примерно на 100—150 м, нужно резко дернуть за пусковой леер и освободить модель от закрепления. Пока пусковой леер опускается на землю на небольшом парашюте, рычаг кулачковой муфты переводят в положение «Возврат» — нижний леер начинает наматываться на катушку. Как только кольцо подтянется к лебедке, рычаг кулачковой муфты переводят в нейтральное положение. После этого двигатель можно выключить или готовить для запуска следующую модель.
Как видите, работать с лебедкой просто, но, как и во всяком деле, здесь нужна сноровка и определенный опыт. К примеру, если вам придется запускать модель весом более 4 кг, обязательно укрепите лебедку веревками с колышками. Иначе планер потянет ее за собой.
Теперь о том, как изготовить лебедку.
Начинайте с рамы. Ее лучше всего сварить из стальных труб диаметром 15—20 мм. Конструкция и размеры рамы во многом зависят от двигателя, который вы используете. Чтобы рама бьла устойчивой, сделайте ее как можно более низкой.
Самое сложное изготовить и собрать на валу кулачковую муфту. Работа эта требует высокой квалификации. Чтобы муфту можно было установить на валу, он должен быть разъемным. .Поэтому прежде, чем фрезеровать на валу пазы, разрежьте его и соедините резьбовым пальцем, как показано на рисунке «Приводной вал». В свинченном виде профрезеруйте на валу шлицы, разъедините и установите на него сначала катушки, а потом кулачковую муфту с рычагом управления. Устанавливая вал, помните: он должен свободно вращаться в двух шариковых подшипниках, закрепленных на раме.
Сверху установите на раме щиток управления, а по бокам двигатель и бачок с бензином.
Рисунки Ю. Чеснокова |