Как и в настоящем автомобильном парке, в нашем разместятся самые разнообразные модели автомобилей: легкового, грузового, специального (пожарного). Но все они необычны, поскольку для их постройки использованы материалы, которые всегда найдутся под руками: картон, плотная бумага, кусочки фанеры, пластинки металла, проволока, пустые швейные катушки.
Вы можете построить все модели и держать их в гараже собственной конструкции либо изготовить только ту, которая наиболее приглянулась.
Итак, за дело!
Контурная модель. Это самая простая конструкция (рис. 1), состоящая из контура какого-нибудь известного автомобиля, прикрепленного к шасси (раме). Контур 1 (рис. 2) автомобиля (его можно перевести с картинки в журнале или начертить самим) вырезают из толстого картона. Причем понадобятся две такие заготовки, которые склеивают вместе, предварительно отогнув нижние края. К контуру приклеивают с двух сторон крылья 2 и накладки 3, изготовленные из такого же картона в двойном количестве.
Далее вырезают три одинаковые прокладки 4 шасси. Одну из них приклеивают к отгибам контура. К этой прокладке приклеивают вторую, у которой отрезаны заштрихованные части. Иначе говоря, вторую прокладку делят на три отрезка, чтобы после их крепления образовалось два паза на шасси. В эти пазы вставляют П-образные уголки 5, согнутые из тонкого алюминия или в крайнем случае жести. А снизу ко второй прокладке приклеивают третью. В итоге получается прочная конструкция модели автомобиля с двумя «мостами» — передним и задним, роль которых выполняют металлические уголки.
Колеса можно склеить каждое из трех-четырех картонных кружков диаметром 45—50 мм. Колеса прикрепляют к осям — отрезкам толстой проволоки или вязальной спицы, пропущенным через отверстия в уголках. Чтобы колеса не задевали о прокладки, между каждым колесом и отгибом уголка на ось надевают одну или несколько шайб.
Контурную модель можно возить за бечевку или сделать ее самоходной, установив снизу шасси простейший резиномотор. В этом случае к задней оси прикрепляют отрезок прочной бечевки, соединенной с двумя-тремя отрезками резины, сложенными вместе. Конец резины крепят скрепкой или проволокой к носовой части шасси. Тогда для пуска модели задние колеса (они должны быть прочно скреплены с осью) поворачивают на несколько десятков оборотов, чтобы на ось накрутилась бечевка. Затем ставят модель на землю и отпускают колеса. Под действием резины бечевка будет сматываться с оси, а колеса вращаться.
А вот несколько конструкций так называемых объемных моделей.
Легковой автомобиль из спичечных коробок. Всего три спичечные коробки (конечно, без спичек!) понадобятся для изготовления этой модели (рис. 3). Две коробки 2 (рис. 4) приклеивают к полоске картона 3 размерами 40X100 мм, а третью коробку 1 наклеивают сверху на первые две.
Затем получившийся каркас оклеивают плотной бумагой 6 так, чтобы получилась форма кузова. Снаружи кузов раскрашивают под цвет автомобиля, рисуют окна, двери, фары и другие детали.
В нижней части кузова прокалывают шилом отверстия и пропускают через них оси 7 из толстой (1—1,5 мм) проволоки, желательно стальной. Снаружи на оси надевают колеса 5 — картонные диски диаметром 20 мм. Концы осей загибают под прямым углом так, чтобы колеса не оказались прижатыми к кузову, после чего концы осей заклеивают дисками 4 меньшего диаметра — это декоративные «колпаки» колес.
Остается раскрасить колеса и пускать модель, например, с небольшой горки рок удаляют кусачками и оклеивают модель белой бумагой, чтобы ее поверхность была ровной, а затем раскрашивают наружную поверхность модели.
Грузовой автомобиль. Его изготовление несколько напоминает изготовление предыдущей модели, поскольку роль основных деталей автомобиля (рис. 7) — кузова, капота, кабины — будут выполнять подходящие по размерам коробки (рис. 8). или наклонной плоскости либо возить за бечевку.
Легковой автомобиль из картонной коробки. Основой такого автомобиля (рис. 5) может быть, скажем, коробка 1 из-под печенья размерами 150X240X60 мм либо другая подходящая коробка. Конечно, такую коробку нетрудно склеить из картона.
Крышку коробки делят на 12 частей и наносят контуры стенок 2 кабины автомобиля. По этим контурам делают прорези острым ножом, лишний картон удаляют, а стенки отгибают. Чтобы стенки занимали вертикальное положение и не прогибались внутрь, в них прокалывают вверху по три отверстия и вставляют между стенками три деревянные распорки 5 с заостренными концами.
Затем вырезают из картона заготовку для крыши 4, отгибают ее края, прокалывают отверстия, в которые должны войти острия распорок, и приклеивают крышу к стенкам кабины. Сверху на эту заготовку наклеивают еще одну — 3, но располагают ее крест-накрест. Она образует лобовое и заднее стекла кабины.
Чтобы модель стала прочнее, на углы и грани кабины наклеивают уголки 6, 7, вырезанные из плотной бумаги, например чертежной. После этого выступающие концы распорок удаляют. кусачками и оклеивают модель белой бумагой, чтобы ее поверхность была ровной, а затем раскрашивают наружную поверхность модели.
Колеса диаметром 50 мм изготавливают как для контурной модели, из нескольких склеенных картонных дисков. Колеса прикрепляют к осям из толстой проволоки, продетым через отверстия в коробке, как это делали в предыдущей конструкции. Снаружи на колеса можно наклеить декоративные "колпаки", чтобы закрыть концы осей.
Шасси 4 вырезают из толстого картона или выпиливают из тонкой фанеры, оргалита (этот материал используется в современной мебели). Размеры шасси зависят, конечно, от размеров коробок кузова и капота.
К шасси приклеивают кузов 1 и капот 3, а к капоту приклеивают кабину 2. Возможен вариант, когда кабину вклеивают между капотом и кузовом — в том случае, если коробка под кабину таких же размеров, что и под капот.
Снизу к шасси прикрепляют (клеем или проволокой) П-образные металлические уголки 6 и 5 — соответственно передний и задний «мосты». В отверстия уголков пропускают деревянную или металлическую ось 7, на концах которой укрепляют щечки 8 от швейной катушки. Снаружи к щечкам приклеивают фанерные диски 9 — колеса автомобиля. Если же будете делать небольшой автомобиль, диски можно не наклеивать — колесами станут щечки 8 катушек.
Длина осей грузовика разная — задняя более длинная. Поэтому и уголок 5 заднего «моста» должен быть тоже длиннее уголка 6 переднего «моста». Но можно поступить иначе, оставив уголки одинаковых размеров, а оси — разных. В этом случае на концы осей заднего моста надевают либо набор шайб, либо небольшие спиральки. Их изготавливают из мягкой проволоки, например марки ПЭЛ, ПЭВ — такую проволоку используют радиолюбители для намотки катушек индуктивности и трансформаторов. Проволоку наматывают виток к витку на конец оси до получения намотки заданной длины. После этого провод обрезают и прижимают концы полученной спиральки к оси. Наматывать провод нужно без натяжения, чтобы спиральки свободно вращались на оси.
Изготовленный автомобиль раскрашивают, как и в предыдущих случаях, а затем прикрепляют к нему бечевку либо устанавливают снизу шасси резиномотор.
Возможно ли сделать колеса модели, как и у настоящего автомобиля, с резиновой покрышкой? Дело это не такое сложное, как иногда кажется. Существует несколько вариантов. Один из них показан на рисунке 9. Возьмите отрезок эластичной резиновой трубки диаметром, несколько меньшим диаметра колеса, и натяните его по ободу — колесо, окажется «обутым».
Другой вариант приведен на рисунке 10. Из негодной велосипедной камеры вырезают полоску шириной, равной ширине колеса, и наклеивают полоску на обод.
И еще один совет, который пригодится при изготовлении деревянных колес для различных автомоделей. Вырезать их приходится из фанеры, а дело это непростое. В такой работе поможет приспособление, показанное на рисунке 11,— кругорез. Он состоит из дощечки (или полоски фанеры) 2, в которой просверлено отверстие под гвоздь 3, а от него на расстоянии радиуса будущего колеса проделана щель под кончик ножа или скальпеля 4.
В заготовку 1 вбивают гвоздь и медленно поворачивают вокруг него, как вокруг оси, дощечку 2, нажимая на нож (или скальпель). В итоге получится ровный круговой надрез.
Перевернув заготовку, делают такой же надрез с другой стороны, после чего более сильно нажимают кончиком ножа по линии надреза и вырезают колесо. Обод его зачищают напильником, а затем обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой.
Пожарный автомобиль. Основные материалы для изготовления деталей этой модели (рис. 12) - картон, спичечные коробки, катушки из-под швейных ниток.
Шасси 12 (рис. 13) автомобиля вырежьте из толстого картона, а еще лучше склейте его из нескольких толстых заготовок, чтобы оно стало более прочным. К шасси приклейте восемь спичечных коробок - четыре расположите парами вдоль шасси, четыре тоже парами - поперек. Получаются очертания капота 15, кабины 10 и кузова 11 пожарного автомобиля. Для большего сходства модели с настоящим автомобилем оклейте коробки бумагой и раскрасьте получившуюся часть модели - нарисуйте окна, двери, ручки, фары, бамперы.
Снизу к шасси приклейте кронштейны 16 - их лучше выпилить из толстой фанеры или склеить из нескольких картонных заготовок. В отверстия кронштейнов пропустите оси 17, вырезанные из круглого карандаша. На концы осей наденьте щечки 18 от швейных катушек. Если они входят туго, опилите концы осей или немного расточите круглым надфилем отверстия в щечках. Чтобы щечки-колеса не спадали с осей, вставьте в концы осей шпильки 19 из проволоки.
Далее вырежьте из тонкого картона или плотной бумаги крылья-подножки 13 и приклейте их к шасси. А чтобы они держались надежнее, прикрепите их к шасси канцелярскими кнопками 14.
Следующий этап работы - изготовление выдвижной лестницы. Ее верхнюю часть 1 и нижнюю 2 вырезают из картона. Верхняя часть должна свободно скользить внутри нижней. Для крепления лестницы к автомобилю понадобятся кронштейны 3 и 4 из стальной проволоки. Передний кронштейн упирается в кабину, задний крепят к кузову.
Около кабины на кузове устанавливают лебедку, состоящую из катушки 6, деревянной оси 7, проволочных стоек 9 и ручки 8. На катушку наматывают прочную нить 5, конец которой прикрепляют к нижнему концу выдвижной части лестницы. Вдвигают эту часть в нижнюю, сматывая нить с катушки. Если теперь начать вращать ручку лебедки, лестница должна выдвигаться. Нить при этом будет скользить по переднему кронштейну 4, как по опоре.
За кузовом на шасси устанавливают барабан 22 с пожарным шлангом, конструкция которого аналогична конструкции лебедки. Только на катушку для имитации шланга наматывают отрезок толстого гладкого шнура.
Колокольчик 21 можно имитировать колпачком от тюбика зубной пасты. Крепят колокольчик проволочным кронштейном 20 к кабине автомобиля.
По материалам журнала "Мастерок" |