Граммофонная пластинка. Знакомый всем плоский черный диск. Стоит ему закружиться, как мы услышим несравненного скрипача, вдохновенного поэта, пламенного оратора.
Как этого достигли? Как сумели запечатлевать на дисках все неисчислимое разнообразие звуков?
Немного истории: Самую первую в мире грамзапись произвел в 1888 году изобретатель граммофона инженер Эмиль Берлинер. Пластинка Берлинера теперь хранится в вашингтонском Национальном музее.
Звуки долгое время записывали механическим способом. Певец или оратор стоял вплотную к рупору звукоприемника, и его громкий голос вызывал вибрацию чувствительной мембраны. Диафрагма мембраны передавала свое дрожание прикрепленному к ней сапфирному резцу. Подставленный под резец вертящийся восковой диск покрывался бороздками в виде тонкой зигзагообразной нити. Эти следы звуковой записи называют фонограммой.
Фонограмма пластинки—спираль из плотных, но нигде не соприкасающихся канавок. Если бы мы могли ее размотать, она растянулась бы до полукилометра.
Восковой диск можно прослушать на обыкновенном патефоне — запись отлично зазвучит. Воск податлив, он допускает всего пять-шесть проигрываний. Звуковые канавки при желании получатся даже на массе из... шоколада. В начале столетия, в пору яростного увлечения «поющей машиной», в Петербурге была кондитерская фирма «Жорж Борман», которая продавала для детей шоколадные пластинки. Покупателю предоставлялось редкое, хотя и кратковременное, удовольствие: послушать «съедобную» музыку.
Витрина магазина товарищества "Жорж Борман". Невский-21
Фабрика "Жорж Борман" . Производственное здание
Первые пластинки имели в центре два отверстия, а проигрывались от середины к краю. Сама фонограмма занимала лишь одну сторону диска. Название записи гравировали на массе или этикетку наклеивали на обороте вместе с либретто. Двусторонние пластинки появились только в 1903 году. Тогда же стали впечатывать этикетку.
Фабричные пластинки пытались изготовлять из каучука, эбонита, стекла, фарфора. Вскоре, однако, убедились, что наиболее подходящим материалом для них является шеллак — смола животного происхождения. По-английски скорлупа «шелл». Отсюда происходит слово «шеллак».
В Индии водится насекомое — лаковый червец. Крошечный жучок, защищаясь от многочисленных врагов, выделяет смолу и закутывается в нее, как в скорлупу. Специалисты подсчитали, что тысяча жучков дает 15 граммов шеллака. Для изготовления одного диска требуется помощь четырех тысяч насекомых.
Лаковый червец
Шеллак отвечает всем требованиям производства пластинки. Его можно ввести в смеси, подогревать, плавить, подвергать давлению — он эластичен и в то же время тверд. Пластинка из шеллака не деформируется и не ссыхается, а игла не скалывает и не разрушает извилин звуковой канавки.
Шеллак — очень удобный материал, но пластинка из него все-таки бьется. Не лучше ли изготовлять диски, скажем, из металла?
Пробовали. И что же оказалось? Как показало исследование, пластинка из стали изнашивается в 20 раз быстрее пластинки из шеллака. Только шеллачная смола, сочетающая твердость и эластичность, выдерживает необходимую нагрузку, то есть сопротивляется сжатию. Не забудем о длине звуковой дорожки. Пока игла пробегает свой путь, ее кончик оказывает колоссальное давление — около одной тонны на квадратный сантиметр.
В массу, из которой сделан диск, кроме шеллака, входят различные наполнители (преимущественно минеральные). Неудивительно, что такая пластинка под иглой шипит и потрескивает. В звуковых канавках истирается мягкий поверхностный слой, и остаются зернистые твердые вещества.
Только когда изобрели тан называемый вентиляционный отсев массы, стало возможным пользоваться наполнителями, почти не дающими шума при проигрывании. Позже появились и бесшеллачные пластинки.
Что общего между граммофонной пластинкой и прозрачным непромокаемым плащом, надеваемым в дождь? Они сделаны из одного синтетического материала — полихлорвинила...
Винилитовый диск превосходит шеллачный по всем показателям: он прочен, бесшумен и не разбивается. Только винилитовая искусственная смола позволила сблизить звуковые канавки и уменьшить их объем, то есть перейти на минрозапись. Такие пластинки с уплотненной фонограммой называются долгоиграющими. Формат диска остался прежним, но продолжительность звучания увеличилась в несколько раз.
При микрозаписи каждый иероглиф звука занимает гораздо меньший отрезок дорожки. Стало быть, игла должна проходить его медленнее в ту же единицу времени. Потребовались замедленные скорости вращения диска. Долгоиграющие пластинки проигрываются со скоростью 33,3 и 45 оборотов в минуту, а обычные — со скоростью 78 оборотов в минуту.
Для узкой и крутобокой бороздки микрозаписи нужна специальная корундовая игла. В лупу видно, что корундовая игла тупее стальной, зато ее конус тщательно отшлифован. Благодаря определенному радиусу сечения он плотно входит в звуковую канавку и скользит по ней, не разрушая краев.
Современные радиограммофоны снабжены облегченными звукоснимателями. Нажимаете рычажок, и постоянные чуть ощутимые на ощупь иглы меняются в соответствии с видом записи. Снижением веса звукоснимателя предотвращен преждевременный износ пластинки. Но ведь нельзя до бесконечности уменьшать вес — иголка соскочит с дорожки. И в этом случае нашли выход: сейчас стали применять вязкое химическое вещество — силикон. Им смазывают фонограмму пластинки, и звукосниматель не сходит с «колеи» дорожи и иголка как бы притягивается к ней. Силикон широко применяют в проигрывателях, вмонтированных в автомобиль. Диск кружится на полном ходу машины, не опасаясь толчков.
Бесспорны достижения граммофонной техники, но сами по себе они не спасают пластинку от неизбежного старения. Приходит день, когда ее шипение начинает раздражать слух. Неужели нельзя продлить жизнь любимой пластинки?
Шипение тоже звук. Определено, что частота наибольшего шума, создаваемого иглой, расположена между 5 500 — 6 000 герц — колебаний в сенунду. Как избавиться от этого шума? Опытные радиолюбители делают следующее. В одном из каскадов усилителя низкой частоты своего радиограммофона они применяют фильтр. Этот фильтр настроен на фиксированную частоту, соответствующую шуму иглы. Любители уподобляются хирургам — они вырезают «частотный аппендицит». На помощь приходит также раздельная регулировка высших и низших частот.
Вместе с техническим улучшением дисков неизмеримо поднялось и художественное качество самой записи.
Раньше лучшие грампластинки передавали полосу звуковых частот от 50 герц до 6 — 7 тысяч. Современная же грамзапись способна охватить от 30 герц до 15 тысяч. Такие пластинки дают столь высококачественное звуковоспроизведение, что удовлетворяют самого взыскательного музыканта.
Какой будет пластинка завтра?
Никто, конечно, не может дать точного ответа. Мы живем в эру стремительного развития радиоэлектроники. Но можно уверенно ожидать содружества звука с изображением. Фонограмме станет синхронно (одновременно) сопутствовать фотография — изображение самого исполнителя. Пластинку станут показывать через экран телевизора, то есть смотреть и слушать. В этом направлении уже проводятся эксперименты. Продолжает совершенствоваться долгоиграющая запись, окончательно изгнавшая прежнюю «трехминутку». Длительность звучания пластинки доведена до часа. Выпускаются пластинки с 16 оборотами в минуту, и предполагается перейти даже на 8 оборотов. Для таких «сверхдолгих» записей применяются иглы с толщиной острия меньше микрона.
Самое большое достижение грамзаписи минувшего (1958, прим. составителя) года — стереофонические пластинки. Стереофонизация совершила революцию в граммофонной промышленности.
Внешне стереофоническая пластинка похожа на обычную. Но она проигрывается на специальном граммофоне. У звукоснимателя головка с двумя иглами, а внутри аппарата два динамика, расположенных под соответствующим углом и на определенном расстоянии друг от друга. Две иглы идут одновременно по двум звуковым канавкам. Из таких спаренных, параллельно нанесенных бороздок состоит вся фонограмма.
Новый двухканальный способ записи звука значительно превосходит существующий одноканальный. При воспроизведении пластинни создается настолько полная слуховая иллюзия пространственного звучания, что даже чувствуется акустика помещения, в котором произведена запись.
Стереофоническая запись впервые демонстрировалась весной 1958 года на лондонской выставке звукозаписывающей аппаратуры. Недавно вышла, между прочим, специальная «демонстрационная пластинка», знакомящая слушателя на музыкальных примерах с замечательным техническим новшеством. У нас также проводятся опыты стереофонической записи на диск. Мы, современники, становимся свидетелями осуществления вековой мечты че ловечества — запечатлеть звук точно таким, каним его создала природа.
По внешнему виду диска можно определить качество записи. Пластинка, не бывшая в употреблении, дает блики (отсветы). Поставьте сзади себя источник света. Если на диске появится широкий радужный блик — значит, фонограмма записана громко. При тихой записи, наоборот, блик сужен. Чрезмерно расплывшийся блик (шире 4 сантиметров) указывает, что фонограмма перемодулирована, то есть нужная громкость превышена.
Скорость вращения мотордиска проверяют специальным прибором — стробоскопом. Его легко сделать самому. Вырежьте из ватмана кружок (диаметр 8 сантиметров). Нанесите на него тушью секторы — 77 черных полосок (см. рисунок). Сделав отверстие, наденьте кружок на шпиндель диска, как пластинку. Если скорость соответствует стандарту (то есть 78 оборотов в минуту), то черные секторы покажутся при движении неподвижными. При большем числе оборотов секторы начнут двигаться в сторону вращения диска, при меньшем — против вращения.
Материал 1959 года |