Среда, 27.11.2024, 09:39 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [504]
Дела строительные [459]
Дизайн, интерьер [729]
Домашнему мастеру [2110]
Женсовет: рукоделие+ [993]
Здоровье, Красота [608]
Игры, игрушки [335]
Мебель [275]
Моделирование [273]
На кухне + Рецепты [928]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [143]
Оптика [74]
Работы с деревом [456]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [236]
Свое хозяйство * [2016]
** Обустройство [444]
** Парники, Теплицы [53]
** Приспособления [243]
** Цветы, Флористика [261]
** Деревья, Кустарники [236]
** Овощи [162]
** Бахчевые [27]
** Бобовые [20]
** Зелень и Приправы [116]
** Грибы [25]
** Болезни и Вредители [133]
** Кладовая (Закрома) [234]
** Птицеводство [74]
** Животноводство [100]
** Пчеловодство [23]
** Водоём [25]
Сотовые телефоны [44]
Спорт, снаряды [280]
Статьи Владимира Мао [142]
Транспорт и около [407]
Туризм, рыбалка, охота [534]
Экономим [169]
Это интересно! [908]
Только кулинария [3814]
Утилизация в РФ [90]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [2]
 Сборник
Главная » Статьи » Радиолюбителям

Сильно ретро: Что надо знать о грампластинке
Что надо знать о грампластинкеГраммофонная пластинка. Знакомый всем плоский чер­ный диск. Стоит ему закружить­ся, как мы услышим несрав­ненного скрипача, вдохновенно­го поэта, пламенного оратора.
 
Как этого достигли? Как су­мели запечатлевать на дисках все неисчислимое разнообразие звуков?
 
Немного истории: Самую первую в мире грам­запись произвел в 1888 году изобретатель граммофона инженер Эмиль Берлинер. Плас­тинка Берлинера теперь хра­нится в вашингтонском Нацио­нальном музее.
 
Звуки долгое время записы­вали механическим способом. Певец или оратор стоял вплот­ную к рупору звукоприемника, и его громкий голос вызывал вибрацию чувствительной мем­браны. Диафрагма мембраны передавала свое дрожание при­крепленному к ней сапфирному резцу. Подставленный под резец вертящийся восковой диск покрывался бороздками в виде тонкой зигзагообразной нити. Эти следы звуковой записи на­зывают фонограммой.
 
Фонограмма пластинки—спи­раль из плотных, но нигде не соприкасающихся канавок. Ес­ли бы мы могли ее размотать, она растянулась бы до полукилометра.
 
Восковой диск можно про­слушать на обыкновенном па­тефоне — запись отлично за­звучит. Воск податлив, он до­пускает всего пять-шесть проигрываний. Звуковые канавки при желании получатся даже на массе из... шоколада. В начале столетия, в пору яростного увлечения «поющей машиной», в Петербурге была кондитерская фирма «Жорж Борман», которая продавала для детей шоколадные пластинки. Поку­пателю предоставлялось ред­кое, хотя и кратковременное, удовольствие: послушать «съедобную» музыку.
 
 
Витрина магазина товарищества "Жорж Борман". Невский-21
 
 
Фабрика "Жорж Борман" . Производственное здание

Первые пластинки имели в центре два отверстия, а про­игрывались от середины к краю. Сама фонограмма за­нимала лишь одну сторону диска. Название записи грави­ровали на массе или этикетку наклеивали на обороте вместе с либретто. Двусторонние плас­тинки появились только в 1903 году. Тогда же стали впечатывать этикетку.
 
Фабричные пластинки пыта­лись изготовлять из каучука, эбонита, стекла, фарфора. Вско­ре, однако, убедились, что наи­более подходящим материалом для них является шеллак — смола животного происхожде­ния. По-английски скорлупа «шелл». Отсюда происходит сло­во «шеллак».
 
В Индии водится насеко­мое — лаковый червец. Кро­шечный жучок, защищаясь от многочисленных врагов, выде­ляет смолу и закутывается в нее, как в скорлупу. Специа­листы подсчитали, что тысяча жучков дает 15 граммов шел­лака. Для изготовления одного диска требуется помощь четы­рех тысяч насекомых.
 
 
Лаковый червец
 
Шеллак отвечает всем требо­ваниям производства пластин­ки. Его можно ввести в смеси, подогревать, плавить, подвер­гать давлению — он эластичен и в то же время тверд. Плас­тинка из шеллака не деформи­руется и не ссыхается, а игла не скалывает и не разрушает извилин звуковой канавки.
 
Шеллак — очень удобный ма­териал, но пластинка из него все-таки бьется. Не лучше ли изготовлять диски, скажем, из металла?
 
Пробовали. И что же оказа­лось? Как показало исследова­ние, пластинка из стали изна­шивается в 20 раз быстрее пластинки из шеллака. Только шеллачная смола, сочетающая твердость и эластичность, вы­держивает необходимую нагруз­ку, то есть сопротивляется сжа­тию. Не забудем о длине зву­ковой дорожки. Пока игла про­бегает свой путь, ее кончик оказывает колоссальное дав­ление — около одной тонны на квадратный сантиметр.
 
В массу, из которой сделан диск, кроме шеллака, входят различные наполнители (преи­мущественно минеральные). Неудивительно, что такая пластинка под иглой шипит и по­трескивает. В звуковых канав­ках истирается мягкий поверх­ностный слой, и остаются зер­нистые твердые вещества.
 
Только когда изобрели тан называемый вентиляционный отсев массы, стало возможным пользоваться наполнителями, почти не дающими шума при проигрывании. Позже появи­лись и бесшеллачные плас­тинки.

Что общего между граммо­фонной пластинкой и прозрач­ным непромокаемым плащом, надеваемым в дождь? Они сде­ланы из одного синтетического материала — полихлорвинила...
 
Винилитовый диск превосхо­дит шеллачный по всем показа­телям: он прочен, бесшумен и не разбивается. Только винилитовая искусственная смола позволила сблизить звуковые ка­навки и уменьшить их объем, то есть перейти на минрозапись. Такие пластинки с уплот­ненной фонограммой называют­ся долгоиграющими. Формат диска остался прежним, но про­должительность звучания уве­личилась в несколько раз.
 
При микрозаписи каждый иероглиф звука занимает го­раздо меньший отрезок дорож­ки. Стало быть, игла должна проходить его медленнее в ту же единицу времени. Потребо­вались замедленные скорости вращения диска. Долгоиграю­щие пластинки проигрываются со скоростью 33,3 и 45 оборотов в минуту, а обычные — со скоростью 78 оборотов в ми­нуту.
 
Для узкой и крутобокой бо­роздки микрозаписи нужна спе­циальная корундовая игла. В лупу видно, что корундовая игла тупее стальной, зато ее конус тщательно отшлифован. Благодаря определенному ра­диусу сечения он плотно входит в звуковую канавку и скользит по ней, не разрушая краев.
 
Современные радиограммофо­ны снабжены облегченными звукоснимателями. Нажимаете рычажок, и постоянные чуть ощутимые на ощупь иглы меняются в соответствии с ви­дом записи. Снижением веса звукоснимателя предотвращен преждевременный износ плас­тинки. Но ведь нельзя до бесконечности уменьшать вес — иголка соскочит с дорожки. И в этом случае нашли выход: сейчас стали применять вязкое химическое вещество — сили­кон. Им смазывают фонограмму пластинки, и звукосниматель не сходит с «колеи» дорожи и иголка как бы притягивается к ней. Силикон широко приме­няют в проигрывателях, вмон­тированных в автомобиль. Диск кружится на полном ходу машины, не опасаясь толчков.
 
Бесспорны достижения грам­мофонной техники, но сами по себе они не спасают пластинку от неизбежного старения. При­ходит день, когда ее шипение начинает раздражать слух. Неужели нельзя продлить жизнь любимой пластинки?
 
Шипение тоже звук. Опреде­лено, что частота наибольшего шума, создаваемого иглой, расположена между 5 500 — 6 000 герц — колебаний в сенунду. Как избавиться от этого шума? Опытные радиолюбители делают следующее. В одном из каскадов усилителя низкой ча­стоты своего радиограммофона они применяют фильтр. Этот фильтр настроен на фиксиро­ванную частоту, соответствую­щую шуму иглы. Любители упо­добляются хирургам — они вы­резают «частотный аппенди­цит». На помощь приходит так­же раздельная регулировка высших и низших частот.
 
Вместе с техническим улуч­шением дисков неизмеримо поднялось и художественное качество самой записи.
 
Раньше лучшие грампластин­ки передавали полосу звуко­вых частот от 50 герц до 6 — 7 тысяч. Современная же грам­запись способна охватить от 30 герц до 15 тысяч. Такие пла­стинки дают столь высококаче­ственное звуковоспроизведение, что удовлетворяют самого взыс­кательного музыканта.
 
Какой будет пластинка завтра?
 
Никто, конечно, не может дать точного ответа. Мы жи­вем в эру стремительного раз­вития радиоэлектроники. Но можно уверенно ожидать содружества звука с изображением. Фонограмме станет синхронно (одновременно) сопутствовать фотография — изображение са­мого исполнителя. Пластинку станут показывать через экран телевизора, то есть смотреть и слушать. В этом направлении уже проводятся эксперименты. Продолжает совершенствовать­ся долгоиграющая запись, окон­чательно изгнавшая прежнюю «трехминутку». Длительность звучания пластинки доведена до часа. Выпускаются пластин­ки с 16 оборотами в минуту, и предполагается перейти даже на 8 оборотов. Для таких «сверхдолгих» записей применяются иглы с толщиной острия меньше микрона.
 
Самое большое достижение грамзаписи минувшего (1958, прим. составителя) года — стереофонические пластинки. Стереофонизация совершила революцию в граммофонной про­мышленности.
 
Внешне стереофоническая пластинка похожа на обычную. Но она проигрывается на спе­циальном граммофоне. У зву­коснимателя головка с двумя иглами, а внутри аппарата два динамика, расположенных под соответствующим углом и на определенном расстоянии друг от друга. Две иглы идут одно­временно по двум звуковым канавкам. Из таких спаренных, параллельно нанесенных бо­роздок состоит вся фонограмма.
 
Новый двухканальный способ записи звука значительно пре­восходит существующий одноканальный. При воспроизведе­нии пластинни создается настолько полная слуховая иллю­зия пространственного звуча­ния, что даже чувствуется акустика помещения, в котором произведена запись.
 
Стереофоническая запись впервые демонстрировалась весной 1958 года на лондонской выставке звукозаписывающей аппаратуры. Недавно вышла, между прочим, специальная «демонстрационная пластинка», знакомящая слушателя на му­зыкальных примерах с замеча­тельным техническим новше­ством. У нас также проводятся опыты стереофонической запи­си на диск. Мы, современники, становимся свидетелями осу­ществления вековой мечты че­ ловечества — запечатлеть звук точно таким, каним его создала природа.
 
 
По внешнему виду диска мож­но определить качество записи. Пластинка, не бывшая в упот­реблении, дает блики (отсветы). Поставьте сзади себя источник света. Если на диске появится широкий радужный блик — значит, фонограмма записана громко. При тихой записи, наоборот, блик сужен. Чрезмер­но расплывшийся блик (шире 4 сантиметров) указывает, что фонограмма перемодулирована, то есть нужная громкость пре­вышена.
 
 
Скорость вращения мотордиска проверяют специальным прибо­ром — стробоскопом. Его легко сделать самому. Вырежьте из ватмана кружок (диаметр 8 сантиметров). Нанесите на него тушью секторы — 77 чер­ных полосок (см. рисунок). Сделав отверстие, наденьте кружок на шпиндель диска, как пла­стинку. Если скорость соответ­ствует стандарту (то есть 78 оборотов в минуту), то чер­ные секторы покажутся при движении неподвижными. При большем числе оборотов секто­ры начнут двигаться в сторону вращения диска, при мень­шем — против вращения.
 
Материал 1959 года
Категория: Радиолюбителям | Добавил: Mao (02.08.2013) | Автор: Л. Волков-Ланнит W
Просмотров: 2755 | Теги: винилл, грампластинка, пластинка | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0

Помочь проекту!
Поддержка
Комментарии к материалу
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
Enter
Люди:
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи





    BZ = 12.060
    DO = 45.700