Съемочный объектив без линз — возможно ли такое?! Оказывается, вполне. В пору расцвета фотографической техники, на рубеже прошлого и нынешнего столетий, изобретателю А. Поповицкому была выдана привилегия (патент) № 9364 на фотоаппарат, в котором изображение на светочувствительной пластинке строилось с использованием вогнутых сферических зеркал, а также их комбинации с плоскими зеркалами.
Убедиться в осуществимости такой идеи можно самим, если воспользоваться вогнутым зеркалом подсветки предметного стекла микроскопа и матовым стеклом (рис. 1). Опыт удобно проводить на рассвете либо на закате, находясь в глубине затененной комнаты и наводя зеркало на залитую солнцем стену здания напротив. Листок бумаги с вырезанным в нем отверстием 24Х36 мм, будучи наложен на матовое стекло, позволит оценить масштаб изображения, которое может быть получено с данным зеркалом в кадровом окне камеры «Зенит». Как вы догадываетесь, объектив при этом должен быть снят. Разные модификации зеркал могут дать изображения, соответствующие телеобъективам с фокусным расстоянием от 85 до 110 мм.
Чтобы «картинка» имела более равномерное распределение резкости по полю кадра, следует перед зеркалом установить диафрагму или рассеивающую линзу с оптической силой 0,5—2 диоптрии (рис. 2,6). Чем «сильнее» линза, тем более длиннофокусной получится оптическая система, которую правильнее будет назвать зеркально-линзовой. Естествен вопрос: а каково, кроме познавательного, значение подобного устройства? Очевидно, что оно окажется полезным при «скрытой» съемке. Ведь с таким объективом ее проводят, стоя спиной к объекту. А перевернув камеру «вверх ногами», можно запечатлеть незаметно и находящихся на балконе дома позади и выше вас.
Для тех, кто захочет построить такой объектив, на рисунке 3 показан простейший вариант его конструкции, рассчитанный на зеркало с диаметром оправы 55 мм. Детали зеркального объектива собираются в тубусе 1, склеенном из тонкого плотного картона. В торце тубуса на клею укреплено центрирующее кольцо 2 из картона, снабженное по наружному диаметру отогнутыми зубцами высотой 6 мм и круглым отверстием в центре. Через отверстие проходит хвостовик с резьбой М42Х1 удлинительного кольца 3 (№ 1 из комплекта для репродукционной съемки). В другом торце тубуса винтами с шайбами крепится узел, собранный на заглушке 4 (многослойная фанера, текстолит). В снабженные резьбой отверстия входят регулировочные винты 5. В углублениях цилиндрической поверхности заглушки диаметрально противоположно укреплены винтами или шурупами с потайной головкой дюралевые щечки 6 толщиной 2 мм. В их выступающих краях на резьбе установлены винты 7 с головками впотай, служащие полуосями для крепления зеркал 8; концы витков входят в отверстия, имеющиеся в оправе зеркала. Перед вогнутой поверхностью зеркала на клею крепится диафрагма 9 — ее можно вырезать из черной упаковочной бумаги...
В нижней части тубуса находится окно, через которое зеркало «смотрит» на объект съемки. Чтобы объектив нормально работал, требуется провести его юстировку. Кольцо следует предварительно надежно приклеить к детали 2 так, чтобы окно в тубусе, ввинченном в аппарат вместо штатного объектива, было повернуто вниз. В установленный на место тубус с натягом вставляется деталь 4 в сборе. С помощью винтов 5 зеркалу 8 придается наклон, позволяющий «видеть» пространство, находящееся под некоторым углом сзади и снизу аппарата (контролируется по видоискателю камеры).
Если окно в тубусе перекрывает часть кадра, его следует соответственно увеличить. Чрезмерно большой вырез, однако, будет пропускать посторонний свет, отчего проиграет контрастность и четкость снимков.
Расстояние заглушки от аппарата выбирается таким, чтобы на матовом стекле получались достаточно четкими предметы, находящиеся в пространстве, примерно от 4 до 20 метров— это наиболее вероятная область использования объектива для «скрытой» съемки. Диаметр отверстия диафрагмы (порядка 10—15 мм) можно уточнить опытным путем, имея в виду, что при его уменьшении растет глубина резкости и разрешающая способность, но одновременно снижается светосила объектива.
Закончив юстировку, сделайте в тубусе отверстия для крепления заглушки. Внутренние поверхности объектива окрасьте черной матовой краской, например, акварельной. Наружные поверхности желательно покрыть лаком серого или черного цвета. Выше говорилось о возможности сочетания зеркала с линзой. Это может стать необходимым, если имеющееся зеркало слишком короткофо-кусно и может отстоять от аппарата на расстоянии 50 мм и меньше. Более длиннофокусное зеркало даст изображение лучшего качества. Подбирая линзу в упоминавшихся ранее пределах, отодвинем зеркало от камеры на 60—100 мм. Соответственно этому принимается и длина тубуса, которую желательно взять с некоторым запасом.
По окончании юстировки и сборки винты 5 и 7 следует зафиксировать капельками лака, а наружный торец тубуса закрыть крышкой. В последнюю можно вмонтировать лфжную линзу, вырезанную из пластинки орг-стекла.
Чтобы при хранении объектива уберечь его зеркало от запыления, подберите или склейте сами футляр с плотно надеваемой крышкой либо съемную манжету, надвигаемую на окно в тубусе, и крышечку на хвостовик с резьбой.
И еще один совет. Поскольку оптические качества различных зеркал имеют значительный разброс, целесообразно прежде, чем приступать к изготовлению объектива, оценить пригодность имеющегося у вас экземпляра. Для этого зеркало вместе с укрепленными «на живую нитку» диафрагмой или линзой поднесите к фотокамере со снятым объективом, «поймайте» и сфокусируйте изображение. Объект выбирайте ярко освещенный солнцем. |