Наскальные знаки первобытного человека, надписи на каменных таблицах, глиняных дощечках, раковинах, плоских костях, широких листьях, кусках кожи и т.д. — давние свидетельства постоянных, напряженных поисков записи событий и мыслей. Персы, которые первыми применили буквенный алфавит, писали на обработанной особым образом коже, или пергаменте, названном по имени города Пергамон в Малой Азии (ныне Бергама, Турция). Пергамент получил быстрое распространение в Европе. В Польше одним из немногих мест, где он изготовлялся, был Вроцлав. В XVI веке пергаментом перестали пользоваться как материалом для письма, а стали употреблять для переплета книг. Сейчас книги и документы, написанные на пергаменте, можно увидеть в музеях и архивах.
Предшественником нынешней бумаги были папирусные свитки. Во многих европейских языках само название бумаги происходит от папируса. Слово «рарег», «рарiег» означает «бумага» и в английском, и в немецком, и во французском, и в польском языке. Папирусом же называлось растение, произраставшее в дельте Нила из которого древние египтяне делали бумагу. До сих пор в Парижской Национальной библиотеке хранится свиток папируса, относящийся к 3500 году до н.э.
Бумагу лучшего качества получали из дикого инжирного дерева около 500 года до нашей эры майи в Центральной Америке, а позднее — ацтеки.
В Китае с 206 г. до нашей эры до 100 года нашей эры бумага изготовлялась из шелковой ваты и разных растительных волокон. В 105 году нашей эры китайский министр Цай Лунь разработал первую технологию производства бумаги из раздробленных тонких волокон тутового дерева, молодых бамбуковых побегов, тряпок, льняной и конопляной соломы и т.п., смешанных с водой. Благодаря этому простому методу началось быстрое развитие бумажного производства, однако, секрет изготовления бумаги хранился в строгой тайне, а за его выдачу грозила смертная казнь. Только в 610 году удалось японцам с помощью буддийских священников разузнать, как же китайцы делают бумагу, и начать ее производство в Японии. В 751 году арабские войска разгромили китайскую армию, после чего способ изготовления бумаги попал в Самарканд, на Ближний Восток.
В Европе первая бумагоделательная мастерская была построена в городе Ксатива (ныне Сан-Филипе) в Испании. В 1278 году открылась бумагоделательная мастерская в Италии, на острове Сицилия, в 1348 году — во Франции, в 1370 — Чехословакии, в 1390 году — Германии, в 1411 — Швейцарии, в 1473 — Польше (в Гданьске), в 1494 — Англии, в 1498 — Австрии, в 1520 — Венгрии, в 1564 — России, ,в 1575 — Северной Америке, в 1586 — Голландии, в 1590 — Швеции, в 1677 году — в Норвегии.
В XVI веке на польских землях существовало около 40 бумагоделательных мануфактур. В 1546 году бумагоделательный ремесленный цех Королевства Польского король Сигизмунд Старый утвердил записью в государственных документах. Быстрое развитие типографского дела после изобретения металлического шрифта повысило спрос на бумагу. Однако процесс ее производства был слишком длительным и кропотливым. Бумага по-прежнему делалась полностью вручную. Мастер погружал в кадку с полужидкой бумажной массой медную сетку, натянутую на деревянную раму, а затем встряхивал сито, чтобы масса равномерно распределилась по его поверхности. В результате встряхивания и разравнивания поверхности бумажной кашицы вода стекала, а волокна бумажной массы переплетались. Так получали лист влажной, необработанной бумаги. После просушки бумажный лист погружали в разные растворы клея, чтобы потом можно было писать на нем гусиным пером, которое макали в чернила. Из одной кадки мастер получал за 12 часов работы около 75 листов бумаги средней толщины. Ручной способ изготовления бумаги, предназначенной для особых целей, применяется и в наше время.
А теперь мы предлагаем вам самим попробовать сделать лист бумаги, на которой можно написать приглашения, почетный диплом и т.д.
Мелкую пластмассовую сетку (такую, как вставляют в окна для защиты от комаров, мух) растяни на рамке из плоских деревянных планок. Ширина планок — не больше 2 см. Бумажную массу приготовь из лигнина или фильтровальной бумаги. Разрежь ее на тонкие полоски и залей горячей водой, после чего поставь варить на 3 часа. Когда масса остынет, постарайся раздробить ее на волокна, ударяя взбивалкой для яиц до тех пор, пока не образуется однородная густая масса. Затем разбавь ее водой в посуде, из которой легко зачерпывать формой порции массы и, водя ситом горизонтально из стороны в сторону, распредели массу равномерно по всей его поверхности. Разравняй поверхность скалкой или бутылкой. Для того, чтобы листы получались гладкими и одинаковой толщины, прибавь к массе раствор клея, декстрина, казеина или картофельного крахмала в пропорции 1:2. Если в массу бросить кусочки цветных шелковых ниток, то получится бумага с цветными прожилками. Можно сделать на ней и водяные знаки, вышив на сите капроновой леской соответствующий узор, например, монограмму.
После того, как вода стечет, надо выложить лист на стол (на полотенце или салфетку) и оставить до полной просушки.
Из некоторых видов бумажного утильсырья, или макулатуры, можно очень просто сделать папье-маше для изготовления моделей и игрушек.
Куски чистой бумаги из старых тетрадей, писчую бумагу (но не газеты!), бумажную тару изпод яиц разрежь на мелкие кусочки, положи в металлическую посуду и залей водой. Прибавь соды, которая употребляется для замачивания белья перед стиркой (не стиральный порошок!) в таком количестве, чтобы получился 30-процентный раствор. Поставь смесь на огонь и вари, время от времени помешивая деревянной ложкой, пока кусочки бумаги не превратятся в тоненькие волокна. Теперь дай испариться. Полученную густую массу залей чистой водой и поставь отстояться. Осторожно слей отстоявшуюся чистую жидкость. Эту операцию надо повторить несколько раз, чтобы очистить бумажную массу от соды.
К бумажной массе прибавь около 10 процентов гипса и жидкое стекло, чтобы по густоте она напоминала тесто для лапши.
Вместо гипса можно прибавить к бумажной массе довольно густой раствор казеинового клея. При этом следует прибавить также около 20 процентов заполнителя, т.е. мелкого песку, порошкообразного мела или даже мелко толченого кирпича. Благодаря жидкому стеклу масса отвердевает медленнее, что для нас важно. Полученное папье-маше отличается большой прочностью. Из него можно с успехом лепить разные предметы. При этом нужны деревянные, металлические или гипсовые формы. Гипсовые формы сделать нетрудно: в куске гипса их выдалбливают долотом. Не забудь всякий раз смазывать форму маслом, чтобы к ней не прилипала бумажная масса.
Папье-маше можно окрасить, добавляя минеральные красители. А можно покрасить уже высохшие фигурки в любой цвет.
По материалам журнала "Горизонты техники для детей" (Польша) |