На куске плотной бумаги нарисуй декорации — фон, на котором разыгрывается действие спектакля.
К подставке, сделанной из тонкой фанеры, прибей деревянные планки. Это каркас сцены. Верх и бока каркаса обклей плотной бумагой.
Из тонкого картона или плотной бумаги вырежь фигурки. Приклей их к концу проволоки, а другой конец вбей в кружок, вырезанный из пробки (высота кружка — около 5 миллиметров). Снизу воткни в кружок кнопку.
А теперь самое главное — надо заставить наших героев передвигаться по сцене, ходить, бегать, танцевать. Сделать это очень просто. Поднеси снизу к кнопке магнит и плавно передвигай его. Фигурки будут двигаться вместе с ним.
На рисунке вы видите двух ребятишек с магнитами в руках. Зрители в вашем театре, конечно, не могут заглядывать «за кулисы». Поставь сцену на две подпорки (например, на столы одинаковой высоты), подвесь спереди кусок материала так, чтобы его края касались пола.
Если ты нарисуешь несколько задников (так в театре называют декорации, находящиеся на заднем плане сцены) и приготовишь необходимые реквизиты, то сможешь часто менять репертуар в своем театре.
Что необходимо знать кукловоду
Прежде всего, конечно, что означает слово кукловод. Кукловод — это артист кукольного театра, который, чаще всего спрятавшись за ширмой, приводит в движение куклы, ведет их по сцене (в нашем магнитном театре — ребята, которые устроившись между двумя столами, магнитами ведут фигурки, вырезанные из бумаги).
Как работает кукловод? По-разному — в зависимости от конструкции кукол, от устройства сцены. Ведь куклы бывают самые разные. Одни, как хорошо вам знакомый герой знаменитых народных комедий о Петрушке, похожи на перчатку, их так и называют перчаточными. Актер надевает такую куклу-перчатку на руку, насаживая головку на указательный палец, и, шевеля пальцами, заставляет раскланиваться, сердито размахивать руками, хвататься за бока, покатываясь со смеху, и выполнять множество забавных вещей.
Куклы, управляемые сверху посредством нитей или металлического прута, называются марионетками. Они известны с древних времен в странах Азии, в Египте, Древней Греции и Древнем Риме. Их делали раньше из терракота, дерева, слоновой кости, лака и кожи. У марионеток, управляемых прутом, голова и туловище вырезаны из одного куска, а руки и ноги свободно болтаются. Более сложно устроены марионетки, у которых к плечам, локтям, бедрам привязаны нитки. Верхние концы ниток прикреплены к небольшой деревянной крестовине, соединенной с рукоятью головного прута. Потягивая за ниточки, кукловод заставляет куклу ходить, жестикулировать. С острова Ява пришли куклы, управляемые тростями, которые могут находиться как в корпусе куклы, так и снаружи (открыто или замаскированно).
Куклы, о которых шла речь выше, называются объемными. А бывают куклы плоские (фигурки из нашего магнитного театра это и есть такие плоские куклы). В странах Азии и Ближнего Востока с древнейших времен существует театр теней — одна из разновидностей кукольного театра. Здесь по экрану движутся тени, отбрасываемые плоскими фигурками, искусно вырезанными из кожи, дерева, тростника и других материалов.
В современном кукольном театре можно встретить и механические куклы, и куклы-палочки, и куклы-шарики, с едва намеченными чертами лица, как в театре Образцова, и много других кукол, которые совсем не похожи на человечков с ручками и ножками, на знакомых всем зверят, и которые принято называть условными куклами.
По материалам журнала "Горизонты техники для детей" (Польша) |