Среда, 27.11.2024, 07:52 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [504]
Дела строительные [459]
Дизайн, интерьер [729]
Домашнему мастеру [2110]
Женсовет: рукоделие+ [993]
Здоровье, Красота [608]
Игры, игрушки [335]
Мебель [275]
Моделирование [273]
На кухне + Рецепты [928]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [143]
Оптика [74]
Работы с деревом [456]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [236]
Свое хозяйство * [2016]
** Обустройство [444]
** Парники, Теплицы [53]
** Приспособления [243]
** Цветы, Флористика [261]
** Деревья, Кустарники [236]
** Овощи [162]
** Бахчевые [27]
** Бобовые [20]
** Зелень и Приправы [116]
** Грибы [25]
** Болезни и Вредители [133]
** Кладовая (Закрома) [234]
** Птицеводство [74]
** Животноводство [100]
** Пчеловодство [23]
** Водоём [25]
Сотовые телефоны [44]
Спорт, снаряды [280]
Статьи Владимира Мао [142]
Транспорт и около [407]
Туризм, рыбалка, охота [534]
Экономим [169]
Это интересно! [908]
Только кулинария [3814]
Утилизация в РФ [90]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [2]
 Сборник
Главная » Статьи » Женсовет: рукоделие+

Вышивка на Руси: что она символизировала
Вышивка на Руси: что она символизировалаТехника и узоры вышивки на Руси передавались из поколения в поколение, жили столетия, а возможно и тысячелетия. Вышивать обычно учились с семи-восьми лет. Мать обучала дочек всему тому, что умела сама, чему научилась от своей матери.

Основным материалом был холст, льняной или посконный, самый крепкий, выработанный из мужских стеблей конопли. Посконь в основном шла на рабочую одежду, праздничные же вещи шили из тонкого отбеленного полотна.

Фактура у холста сетчатая, она позволяла вышивать узор без канвы, по счету нитей. Один из древних швов – двусторонний, при котором узор получается одинаковый как на лице, так и на изнанке. Нитки чаще всего брали льняные, окрашенные в красный цвет. Красные узоры, выполненные двусторонним швов на белом холсте – самые древние в технике вышивки.

К началу ХIХ века расцветка становилась все разнообразнее и ярче. Мастерицы использовали и шелка, и золотую нить, и разноцветную шерсть – гарус. А вместо холста все чаще брали ярко-красный фабричный кумач, особо любимый русским народом.

Примерно с середины XIX века меж рукодельниц распространяется новый шов – петельчатый, или, как его называют, тамбурный. Петелька за петелькой, и на кумаче появлялись раскидистые деревья, птицы – «курушки», фигурки людей. Теперь не надо высчитывать нити, чтобы точно повторить древний узор, вышивка идет свободно и напоминает рисунок цветными карандашами.

Большинство домашних вещей крестьяне изготавливали своими руками. Женщины сеяли, убирали и обрабатывали лен и коноплю. Пряли, ткали и шили из холстины одежду и украшали ее. Участвовали в работе и дети. С малых лет девочки начинали готовить себе приданое: вещи складывались в коробью, потому и приданое тоже называлось «коробья».

Украсить одежду старались как можно лучше, особенно праздничную. Ведь по ней судили люди о трудолюбии, мастерстве и вкусе хозяйки. Костюм же молодой замужней женщины был самым нарядным. Крестьянки расшивали и головные уборы: девушкам – перевязки с открытым верхом, женщинам – кокошники, полностью закрывающие волосы. Украшали такие уборы бисером, жемчугом, который исстари добывали в северных реках. В ряде губерний шили удивительно нарядные «золотые платы».

Основной частью костюма была рубаха. Вышивкой украшали ее плечевую часть, «оплечья», которые видны были из-под сарафана, вороток, подол, а порой и весь рукав. У тех же рубах, что специально предназначались для покоса и жатвы, узор широкой полосой стлался по подолу. Нарядно одетые крестьяне собирались вместе и с раздольной песней шли работать в поле. Вышитым узорочьем украшали сарафаны и полушубки, мужские и детские рубашки, рукавицы, перчатки и даже обувь.

Важную роль играло в народной жизни полотенце. Им не только утирались. Самые нарядные были традиционным свадебным подарком невесты жениху, украшением крестьянского жилища. Вешали полотенца в передний «красный» угол, на стены избы. Украшали ими и повозку с молодыми, чтобы всем было видно: это свадьба, это праздник. Свадебные чины – дружки и тысяцкие полотенцем перепоясывались либо повязывали его через плечо.

Дошли до нас и древние свидетельства, что славяне «поклонялись убрусцам» - полотенцам. Вернее, изображениям на них. В вышивке наиболее распространен был образ птицы. В одних случаях ее изображали обобщенно, в других легко можно было определить породу: орел, лебедь, петух. Но особенно любимой в народе была Пава с большим пышным хвостом. Оперение ее подчас настолько разрасталось, а хвост так удлинялся, что называли ее даже «рыбиной». Паву-птицу на рукоделье иногда окружают маленькие птички, возможно, ее птенцы.

В русской земледельческой обрядности прилет птиц был одним из самых важных событий года. Ведь птица – символ света и тепла: по народным поверьям, именно она приносит весну на нашу землю. Так же тесно связан этот образ и с представлениями о солнце. Раньше существовал обряд, ставший затем детской игрой: молодежь выходила за околицу с испеченными «жаворонками», поднимала их высоко над головой и «закликала» весну, звала «тепло летушко».

Очень часто встретим мы в вышивке и величавые женские фигуры. По сторонам от них - птицы, кони, всадники. Руки женщины то воздеты к небу, то обращены в благословляющем жесте к всадникам. Коней они нередко держат за поводья. И все, кто окружают ее, словно ей поклоняются. Таким предстает в вышивке образ великой Матери Земли, Матери всей природы.

Иногда место женской фигуры в трехчастной композиции (с двумя конями) занимает дерево – символ растительности. Славяне издавна были земледельцами, и все их мировоззрение было проникнуто постоянной заботой о будущем урожае, от которого зависела жизнь их рода. С такими просьбами и обращались они к матери сырой земле, изображенной на полотенцах в виде женщины. Узоры русской народной вышивки были тесно связаны с древней славянской мифологией, с почитанием земли и ее плодородия.

Изобразительные мотивы бытовали в основном на русском севере и северо-западе – в Новогородчине и Вологодчине, в бывших Олонецкой и Архангельской губерниях. К югу же от Москвы преобладали геометрические узоры. Это ромбы (в народе их называли кругами), перекрещенные косыми крестами, ромбы с завитками по углам, прямые и косые кресты. Все эти символы, тесно связанные с представлениями о солнце в глубокой древности, сохранились в памяти народной и по сей день.

С середины XIX века в вышивке все чаще отражается окружающая действительность. Например, реальный мир растений: мы отчетливо различаем вышитые по кумачу елочки, березки, ромашки и васильки. Встретим и животных – обычных деревенских петухов, гусей, лошадок. Увидим бытовые сценки с чаепитием и хороводами, сюжеты известных всем сказок. По заказу помещиков мастерицы изображают целые картины быта хозяев с дворцами, выездами карет.

Многое из того, что жило раньше в крестьянском быту, собрано музеями. Вышитые по традиции узоры и сегодня украсят интерьер дома или одежду. Почему бы не расшить занавески на окне, легкую летнюю блузку или фартучек, почему бы не вышить на модной холщовой сумке птицу Паву или петуха?
Категория: Женсовет: рукоделие+ | Добавил: Mao (14.10.2013) | Автор: Карина Бахтадзе W
Просмотров: 1380 | Теги: вышивка | Рейтинг: 4.8/6
Всего комментариев: 0

Помочь проекту!
Поддержка
Комментарии к материалу
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
Enter
Люди:
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи





    BZ = 12.060
    DO = 45.700