Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить. П. Бажов
Кто же поспорит с тем, что малахит красив, даже очень и очень очень красив! А почему он так называется, знаете? Сторонники разных версий сходятся на том, что происхождение названия имеет греческие корни. Но одни считают, что надо рассматривать слово «малахе», т.е. мальва, из-за сходства окраски с ее листьями. Другие полагают, что вернее обратиться к «малакос», означающему «мягкий». Но малахит называли когда-то и по-другому – муррин. Современное наименование предложил в XVIII веке швед Валлерий, но в России еще несколько десятилетий употребляли чуть иное: «малахид» или «малакид».
Стоит отметить, что он действительно признается специалистами достаточно мягким минералом. Но окраску имеет неоднородную и допускает тона как самые темные, так и светлые. Передо мной сейчас лежит небольшой ярко-зеленый кусочек малахита, и в зависимости того, светит ли солнце или прячется за тучку, цвет его удивительным образом меняется.
А на срезах при любом освещении просматриваются круговые узоры. Они похожи на глазки со зрачками, то совершенно круглых, то продолговатых. А на одной из граней – надо же! – выточены самой Природой листочки причудливой формы, резные, переливчатые. Да, удивительный камушек…
Человечество обратило внимание на малахит с давних-предавних пор. Еще более 10 тысяч лет назад изготавливали украшения из него. Таков, например, возраст подвески, обнаруженной археологами в долине Шанидар (Ирак). Чуть моложе, с точки зрения масштабов исторического времени, бусы из окрестностей славного города Иерихона – им, по мнению специалистов, 9 тысяч лет.
Но древние, по нашим представлениям, люди додумались использовать дивный минерал не только в ювелирном деле. Он использовался художниками-рисовальщиками и резчиками, а также ремесленниками различных областей производства, включая красильное, стеклодувное и даже металлургическое: из этого камня выплавляли медь!
Древние египтяне растертый в порошок малахит смешивали с жиром и применяли в косметике, совмещая искусство макияжа с гигиеническими процедурами. Окрашивая веки такой мазью, они не только подчеркивали выразительность глаз, но и проводили дезинфекцию, поскольку знали о бактерицидных свойствах малахита. Умельцы Поднебесной декорировали малахитом и изделиями из него помещения. Древние греки поступали также, а также сделали малахит и облицовочным камнем в строительстве.
Затем эти умения были утрачены, а в средневековую пору интерес к малахиту возобновился на почве повсеместно бытовавших представлений о наступлении колдунов и ведьм, от которых нужно защищаться с помощью специальных действий с определенными предметами.
В Европе стали распространяться малахитовые кресты, которые к тому же, как считалось, облегчают роды. Малахитовые изделия или просто камешки применялись для убережения младенцев от нечисти, избавления их от бессонницы и ночных кошмаров; для предотвращения травм, связанных с падением (как и бирюза). Минералу приписывались невероятные свойства делать человека невидимым, давать ему дар понимания языка животных (для этого надо было всего-то навсего испить из малахитовой чаши) и т.д.
Наконец, XVIII век стал переломным в отношении к малахиту, и случилось это в результате открытия крупных месторождений в России. А ведь до тех пор малахитовая порода в нашей стране использовалась, в основном, для выплавки меди. Но вот на Урале найдены огромные залежи ее, и в числе прочего, настоящие гиганты среди минералов. Так, на Гумишевском руднике рудокопы оказались перед монолитом, весившим 2,7 тонны. Полуторатонный обломок его был преподнесен в дар императрице Екатерине II, и ныне он находится в музее петербургского Горного института.
Очень может быть, что читая эти строки, кому-то вспомнился малахитовый зал Эрмитажа или бесподобную красоту малахитовых ваз оттуда же. Однако в действительности, знаменитые вазы выполнены из стали, а затем обшиты малахитовыми пластинами. Уникальность их заключается в искусстве мастеров подобрать такие стыки пластин, чтобы узор с одной продолжался на другой. Основой столь филигранной работы стала особая технология, восхитившая весь мир и получившая название «русской мозаики».
Триумфом уральского малахита стало представление его в 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне. Всеобщее восхищение вызвал малахитовый кабинет, состоявший из 76 предметов, производства василеостровской фабрики Демидовых (эта фамилия вообще очень значима в истории малахита). Двери в Русский павильон тоже были малахитовыми…
Но вслед за этим постепенно знать начала утрачивать интерес к минералу (не так ли случается порой и с людьми?), поскольку приобретение мелких изделий из него становится доступным для более низких слоев общества, и работа с ним становится уделом кустарных промыслов. Тем не менее, на Урале из скопившихся больших запасов камня начало развиваться производство малахитовой краски, которая стала использоваться в строительных и ремонтных работах, например, при окрашивании крыш зданий.
ХХ век – время активных научных исследований малахита, попыток создать искусственный аналог камня. «Зачем?» – скажете вы. Увы, отечественные запасы минерала истощаются. Сегодня основные залежи его находятся в дальних странах: в Африке, Америке, Австралии.
А ведь когда то А.Е. Ферсман сказал: «Среди зеленых самоцветов есть еще один камень, который может по праву считаться русским, так как только в нашей стране открыты те громадные месторождения, которые прославили его на весь мир. Это – малахит, камень яркой, сочной, жизнерадостной и вместе с тем шелковисто-нежной зелени».
Не покинет ли свои российские владения Хозяйка Медной горы, воспетая в сказах П. Бажова, которую уральские рудокопы звали еще и Малахитницей, связывая с ней все удачи и невзгоды своего нелегкого труда в поиске, добыче и обработке этого интереснейшего камня? Как думаете, надо нам это? |