Да, это действительно так. А для индонезийца батик такая же обычная вещь, как для нас платье или костюм. Ведь батик – традиционная одежда жителей Явы, Бали и других островов Индонезии. Причем носят ее и мужчины, и женщины, драпируя кусок материи наподобие юбки от талии до лодыжек. Если ткань не сшита, одежда называется «каин-батик», если полотно сшито с одного бока, напоминая прямую юбку, это «саронг». Само слово «батик» – яванского происхождения, в переводе значит «рисование горячим воском». Не правда ли, образно и точно, ведь речь идет об оригинальном способе украшения тканей путем нанесения узоров растопленным воском с последующей окраской тех участков полотна, которые остались незакрытыми. Каждый батик имеет свое название. Уникальный старинный батик украшен орнаментом, в котором нашли отражение древнейшие представления яванцев о мире. На фрагменте изображен мифический «Корабль Мертвых», что перевозит души в страну вечного цветения. Как олицетворение его посередине судна высится Древо Жизни. А белые холмики вокруг – символ мировой Горы, центра мироздания, где и растет легендарное древо. Многие народы мира с глубокой древности развивали это искусство – индийцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего расцвета – редкостного художественного совершенства и исключительной технической изощренности – оно достигло именно на Яве. Царственные павлины, как бы «проросшие» многочисленными побегами, которые тут же причудливо переплелись. Особый декоративный эффект батикам растительного стиля всегда придает сочетание ослепительно белого фона полотна и ярко-коричневого орнамента с синими прожилками. Когда батик зародился в Индонезии – до сих пор предмет дискуссий. И хотя некоторые ученые говорят даже о первых веках нашей эры, наиболее достоверные источники называют другую дату – XIV столетие. Временем же повсеместного распространения батика на Яве стал, по-видимому, XVII век, когда здесь был изобретен «чантинг» – оригинальный инструмент для нанесения узоров растопленным воском. Это маленький медный сосудик с одним или несколькими изогнутыми носиками и бамбуковой или деревянной ручкой.
Словосочетание «удан-лирис» переводится как «моросящий дождь». Это название узора, в котором поражает высочайшее мастерство яванских батиковщиц. Довольно мелкие детали, а их бесчисленное множество, исполнены вручную. И все они расположены так, что создают диагональный ритм, наводящий на мысль о косых струях мелкого дождя.
Здешняя техника ручного батикования с помощью чантинга уникальна. Достаточно сказать, что на изготовление одного батика размером приблизительно 250х105 см затрачивают от десяти дней до двух лет – в зависимости от характера задуманных узоров и особенности цветовых сочетаний. Долгий срок обусловлен также применением натуральных красителей. Они очень медленно дают красящий эффект, причем только с помощью кислорода, что вызывает необходимость многократного погружения тканей в красящий состав (до 10 раз в день) с последующей просушкой на свежем воздухе.
А вот батик «чап» выполняется уже с помощью штампа. Узор «паранг» – один из самых древних и популярных в декоративном искусстве Индонезии. Его основу образуют непрерывные извилистые острия здешних ритуальных кинжалов-крисов с «пламеневидными» клинками.
В наше время ручная техника батикования почти полностью вытеснена на Яве методом штампования «чап». Ажурный металлический блок с узорами из тонких проволочных нитей опускают в восковой состав и затем плотно прижимают к полотну. В полученный контур орнамента заливают краску – и все. Понятно, то такой способ резко ускоряет и удешевляет весь процесс производства: можно делать до 20 кусков батика в день!
Искусство батика распространено на Яве повсеместно. Но наиболее древние центры расположены в окрестностях Муракарты и Джокьякарты, где изготовляют самые красивые и дорогие батики. Их отличает особое колористическое благородство: бархатные темно-коричневые тона, глубокие темно-синие и естественный кремово-белый цвет хлопчатобумажного полотна.
Узоры яванских батиков на редкость разнообразны – их более десяти тысяч, причем многие весьма древнего происхождения. Бесчисленное количество орнаментов можно свести к трем группам. К первой относятся геометрические, ко второй – растительные, а третья образована узорами растительного характера вперемешку с фигурами животных, птиц и другими изобразительными мотивами.
Наиболее интересны мифологические изображения: «Корабль Мертвых», «Древо Жизни», «Крылатый храм»... Или орнамент с красивым таинственным названием «Гаруда-сават» – символическое изображение легендарного «солнечного» орла Гаруды. Согласно индуистской мифологии, он, так сказать, верховная птица божества Вишну, охраняющего мир от бед.
И символично, что этот древний узор является центральным мотивом государственного герба Индонезии – страны самых красивых в мире батиков. |