В сумерках деревья, крыши домов, строительные краны, заводские трубы на фоне закатного неба теряют объем и цвет, становятся плоскими и почти черными. То же самое происходит с фигурами человека и животных, если они находятся против света — наши глаза видят лишь темные пятна, ограниченные четким контуром.
Еще в глубокой древности это явление обратило на себя внимание художников. Об этом свидетельствуют наскальные росписи бушменов, изображающие сцены охоты. Вазы и амфоры древних греков украшены теневыми фигурами людей.
В Древнем Китае с изрбретением бумаги возникло искусство вырезания из нее всевозможных фигурок и орнаментов, которое распространилось во многих странах Азии. В XVIII веке это искусство из Китая было завезено во Францию и здесь получило нынешнее свое название по имени Этьена Силуэта, в прошлом министра, который, выйдя в отставку, занялся вырезанием из черной бумаги портретов и фигурок.
Относительная простота и оригинальность техники силуэта привлекли к себе внимание художников — и профессионалов и любителей. Возникла своеобразная мода на силуэтные портреты.
Вскоре эта мода пересекла границы многих европейских стран. В Петербург из Парижа приехал знаменитый силуэтист Сидо. Здесь он в короткое время выполнил множество портретных силуэтов Екатерины II, членов царской фамилии и придворных. Своим искусством Сидо увлек аристократию. Для многих вырезание силуэтов стало любимым развлечением.
Но, как известно, мода быстро проходит — на смену старым увлечениям пришли новые. Искусство силуэта постепенно стало монополией бродячих художников, которые зарабатывали на пропитание, за небольшую плату вырезая силуэтные портреты всех желающих. Несколько беглых взглядов на профиль позирующего человека — и из-под ножниц, словно по волшебству, появлялось силуэтное изображение головы. Зрители с изумлением узнавали профиль позировавшего человека.
Позднее искусство силуэта возродилось в талантливых работах русских и иностранных художников. Одним из первых сложные многофигурные силуэты стал вырезать немецкий художник А. Коневка. В России крупным мастером силуэта был художник Ф. Толстой. С ювелирной тонкостью он вырезал сложнейшие композиции, в которых изображались эпизоды Отечественной войны 1812 года, сцены из крестьянской жизни. Большой вклад в искусство силуэта внесли художники более позднего времени — Г. Нарбут, Е. Кругликова, Н. Ильин. Декоративность силуэтов Г. Нарбута привлекла внимание мастеров Государственного фарфорового завода, и они использовали некоторые его силуэты для декорирования фарфоровой посуды.
В народном искусстве силуэты из бумаги прежде всего служили декоративным целям. Из бумаги создавались сложные кружевные орнаменты, предназначенные для украшения крестьянской избы. Они имели самые разнообразные формы: прямоугольные, квадратные, круглые, в виде дерева или звезды. Нередко в них включали изображения человека и животных. Искусством вырезания из бумаги славились крестьяне Белоруссии, Западной Украины и Литвы. В Польше этот вид крестьянского декоративного искусства сохранился до сих пор. Бумажные узоры, называемые выцинанками, украшают квартиры горожан, дворцы культуры, клубы.
Излюбленная тема бумажных силуэтов жителей Севера нашей страны эвенков — изображение оленей и деревьев. Повадки этих животных изучены народными мастерами настолько, что силуэты передают не только внешний вид животного, но и различные движения. Здесь и бегущий олень, и стоящий в позе угрозы, и отдыхающей.
Основной инструмент, применяемый для вырезания силуэтов, — ножницы. Но ножницами вырезают только там, где это доступно, в основном внешние контуры силуэта. Внутренние контуры вырезают скальпелем, а очень мелкие детали — остро заточенным ланцетом. Для пробивания мелких кружков в орнаменте иногда используют металлические трубочки различных диаметров с заточенными с одной стороны кромками.
Инструменты: скальпель, ланцет, ножницы, кисти, пробойник
При вырезании под бумагу подкладывают дощечку из мягкой древесины — на твердой скальпель и ланцет быстро затупятся и будут не прорезать, а рвать бумагу. Если нет дощечки из мягкого дерева, наклейте на любую доску кусок плотного картона.
Для вырезания подойдет любая достаточно плотная бумага различного цвета. Глубокий насыщенный черный цвет имеет светонепроницаемая бумага, применяемая в фотографии. Очень удобна гуммированная бумага — вырезанный из такой бумаги силуэт легко наклеить на фон, слегка смочив водой.
Для начала попробуйте вырезать из цветной бумаги простейший орнамент. Он строится на основе раппорта — повторяющейся части орнамента. На нашем рисунке вы видите нарисованные красными линиями раппорты для узора в квадрате и в круге. Для получения орнамента в квадрате раппорт должен повториться четыре раза, а для орнамента в круге — два раза. Орнамент в квадрате надо вырезать так: согните квадратный лист бумаги по диагоналям (на рисунке они изображены штриховыми линиями). На одной стороне сложенного вчетверо листа нарисуйте контуры раппорта. Раппорты могут быть любой сложности, все зависит от вашей фантазии. По линиям раппорта вырежьте вначале ножницами внешние контуры, затем скальпелем внутренние. Прорезая одновременно все четыре слоя бумаги, вы получите прорезанные рисунки во всех четырех частях орнамента.
Способы вырезания орнамента в квадрате и круге
Работа над сюжетными силуэтами требует навыков в рисовании. Основой таких силуэтов должны быть наброски и зарисовки с натуры, а также рисунки, выполненные по представлению. Вырезать силуэты можно только после того, как будет разработан эскиз. Вначале это может быть рисунок не очень сложного пейзажа. Затем задачу можно усложнять, вводя в рисунки фигуры людей и животных, располагая их на плоскости так, чтобы они не заслоняли друг друга. Для каждой фигуры или предмета старайтесь найти такой угол зрения, при котором средствами силуэта были бы наиболее выразительно выявлены все их особенности. Например, летящую птицу выгоднее рисовать сверху, а сидящую — в профиль. Конечно, есть предметы, которые почти не поддаются силуэтному изображению, но есть и такие, которые можно назвать «силуэтогеничными» — это чугунные решетки ворот и мостов, ажурные конструкции портовых и строительных кранов, деревья и многое другое.
Надо помнить, что художественный язык силуэта предельно прост и лаконичен. Нужно отбрасывать в сторону все лишнее и второстепенное, сосредоточивая внимание лишь на самом главном и существенном. В этой недосказанности заключается большая притягательная сила силуэта.
Работа над силуэтным портретом одна из самых сложных. Чтобы убедиться в том, что это не просто тень головы человека, проделайте небольшой опыт. Прикрепите к стене чистый лист бумаги и попросите своего товарища сесть боком. Направьте на него луч света так, чтобы на бумагу упала тень с головы. Обведите тень карандашом, и вы получите точный контур профиля. Достаточно взглянуть на него, чтобы почувствовать, что он лишен той жизненности, которую мы видим, рассматривая силуэтные портреты, выполненные известными художниками. Становится ясно, что только активное вмешательство художника превращает силуэтный портрет в настоящее произведение искусства. Художник сознательно подчеркивает некоторые характерные черты — например, нос, лоб, подбородок или надбровные дуги. Такое умение подмечать самое характерное приобретается только благодаря продолжительной практике и постоянному изучению натуры.
Но не только творческие задачи решает художник в работе над силуэтом. Нужно серьезно отнестись к технической стороне дела. Рисунок с эскиза переведите на цветную бумагу. Если бумага с лицевой стороны черная, темно-коричневая или темно-синяя, то рисунок следует переводить на светлую изнаночную сторону в зеркальном изображении. На светлую бумагу рисунок легко перевести на просвет, прижав бумагу и эскиз к оконному стеклу.
Вырезается сюжетный силуэт так же, как и орнамент. А потом его нужно аккуратно наклеить на лист бумаги. Помните, что выполненная на хорошем художественном уровне работа может быть непоправимо испорчена из-за неумелого наклеивания. Клей должен быть достаточно прочным, не пачкать бумагу и относительно быстро высыхать. Всем этим требованиям отвечают декстриновый и латексный клеи. Предлагаем вам приготовить более доступный клей из крахмала или муки. Он быстро портится, поэтому делайте ровно столько, сколько необходимо для предстоящей работы. В чистый стакан насыпьте одну чайную ложку крахмала и залейте холодной водой примерно на одну четверть стакана. Отдельно в металлической посуде вскипятите примерно три четверти стакана воды. Крахмал в стакане тщательно размешайте с холодной водой и медленно слейте в кипящую воду, помешивая деревянной палочкой или ложкой. Когда клей заварится и станет похожим на прозрачный кисель, снимите его с плиты и дайте остыть. Для наклеивания силуэтов можно использовать только охлажденный клей.
Подготовленный для наклеивания силуэт положите на чистый лист бумаги или газету изнаночной стороной вверх. Кистью осторожно смажьте все его части. Затем наложите на него бумагу, предназначенную для фона. Силуэт тотчас прилипнет к фону. Приподнимете фон вместе с прилипшим к нему силуэтом, переверните лицевой стороной вверх и положите на ровную поверхность стола. Сверху наложите тонкую чистую бумагу и прогладьте ее ладонью. Чтобы бумага не приклеилась к фону или силуэту, ее нужно тут же после протирки приподнять. Если на ней появились следы клея, замените бумагу и повторите операцию. Теперь внимательно посмотрите, плотно ли приклеился силуэт к фону. Если в каких-то участках силуэт отстал от фона, прижмите его к фону пальцем или ручкой скальпеля, предварительно осторожно смазав клеем. Если вздутия образовались не с края силуэта, придется осторожно разрезать эти места скальпелем, проведя две пересекающиеся линии. Приподнимите скальпелем образовавшиеся уголки и смажьте фон клеем. Снова прижмите уголки к фону и, наложив сверху бумагу, протрите ладонью. Если по линиям разреза появились просветы, их можно легко устранить, закрасив тушью или краской соответствующего цвета. |