Православные христиане ежегодно отмечают Пасху. К этому празднику в московском Музее народного искусства (Леонтьевский пер., д. 7) обычно открывается весенняя экспозиция «Пасхальные яйца». Несколько экспонатов этой выставки представлены в конце статьи.
У многих христианских праздников есть свой символ: у Рождества — елка, у Троицы — березка, у Преображения — яблоко... У праздника праздников — Святой Пасхи — красное яйцо. Очевидно, что этот символ, как и многие другие, перешел в христианство из языческих культов. Еще до крещения Руси красное яйцо участвовало в разных земледельческих обрядах: в первом весеннем выгоне скота на пастбище, в прокладке первой борозды, в выходе сеятеля в поле и др. Красный цвет наши далекие предки почитали как цвет животворящего божества Солнца, а яйцо — как символ начала жизни, плодородия, весеннего возрождения. Появление красного яйца уже в христианском обряде связано с преданием: Мария Магдалина, исцеленная Господом от злых духов, первая увидела воскресшего Спасителя. Эту радостную весть и учение Господа она пошла нести по миру. Однажды пришла она в Рим во дворец к императору Тиберию. По обычаю, приходя к императору, люди должны были принести какой-нибудь подарок. Богатые приносили дорогие дары, а бедные — что могли. У Марии Магдалины, когда-то богатой и знатной, теперь ничего не было, и она принесла во дворец одно яичко, протянув его Тиберию со словами: «Христос воскрес». Не поверил император этой вести и сказал: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным». И пока он говорил, цвет яйца в руках Марии постепенно стал меняться, и, наконец, оно оказалось ярко-красным. С тех пор, говорит легенда, у христиан появился обычай дарить друг другу на Светлой Неделе крашеные яйца с радостным возгласом «Христос воскрес!» и троекратным целованием.
В допетровской Руси на Пасху во всех городах и деревнях, на всех больших и малых улицах ставились бочки и котлы с тысячами сваренных вкрутую и окрашенных яиц. Каждый прохожий мог купить их для дарения в любом количестве. Христосовались при встрече на улице все, независимо от сословия, достатка, пола и возраста. Иные раздаривали до 200 яиц в день.
Деревянные точеные яйца с росписью. Мастерские Сергиева Посада, Московского губернского земства и Кустарного музея. Начало XX века.
При царе Алексее Михайловиче красили натуральные лебяжьи, гусиные, утиные, куриные, голубиные и даже яйца малиновки — около полутора сантиметров в диаметре. Сам же царь одаривал приближенных не только натуральными, но и деревянными точеными яйцами. Их покрывали позолотой, а потом расписывали яркими красками, орнаментальными и растительными узорами. Может быть, появление ненатуральных рукотворных пасхальных яиц с узорами подсказала одна из легенд, согласно которой капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми как камень. Горячие слезы рыдающей Богоматери упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в виде прекрасных узоров.
Деревянные яйца с резьбой и раскраской. Художественно-промышленные мастерские села Талашкино Смоленской губернии. 1903 год.
Желание сохранить надолго память о светлом празднике подвигало человека на создание пасхальных яиц из различных материалов. Их точили из дерева, вырезали из камня и кости, выдували из стекла. В XVIII веке появляются яйца фарфоровые, хрустальные, металлические с эмалью; в начале XIX века — матерчатые, с шитьем на картонной основе, а также плетенные из бисера. Размеры рукотворных повторяли все разнообразие размеров натуральных яиц. Крупные яйца делали подвесными на ленте с пышным бантом для украшения домашних киотов. Миниатюры в размер яйца малиновки создавали ювелиры из драгоценных металлов и камней как дамские украшения.
Ненатуральные яйца-сувениры бытовали в основном в городах, так как стоили недешево. Крестьянство, как всегда, оставалось верным обычаям и традициям. Поэтому в российских деревнях по-прежнему бытовали куриные «крашенки», а в южных и западных губерниях—«писанки», удивительно тонко и искусно орнаментированные сложным способом — с применением воска во время крашения.
Обряду дарения праздничных яиц уделяли большое внимание в царской семье. Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге начиная с 1750 года постоянно выполнял монаршие заказы к Пасхе. А при царе Александре III существовал даже «регламент представления пасхальных фарфоровых яиц» к царскому двору. По
нему императорской чете к празднику должно было быть представлено 1000—1500 яиц разных категорий; великому князю — 3 художественных и 100 обыкновенных; великой княгине — 2 художественных и 100 обыкновенных. «Художественные» — это яйца с изображениями святых или двунадесятых праздников, «обыкновенные» — с цветочной и разнообразной орнаментальной росписью. Дело это поручалось наиболее искусным художни-кам-фарфористам. Эскизы утверждал лично государь. Заказанные монаршей семьей яйца предназначались для дарения придворным и офицерам дворцовой охраны. Яйца-подарки для особо важных сановников и для членов царской семьи исполняли на фирме придворного ювелира Карла Фаберже. В 1884 году Александр III заказал ему для своей жены Марии пасхальное яйцо. Всемирно известный мастер, на фирме которого к тому времени трудились 500 ювелиров, златокузнецов и подмастерьев, сам лично выбрал материал и создал композицию. Отныне подобные заказы становятся ежегодной традицией, которую после смерти отца продолжил Николай II. Он к каждому празднику Пасхи заказывал Фаберже по два яйца — для матери и для жены. Всего для царской семьи к 1917 году Фаберже создал 56 таких ювелирных шедевров. Каждое из яиц представляло собой драгоценный футляр, внутри которого помещался сюрприз.
Роскошные создания Фаберже сегодня широко известны благодаря выставкам и публикациям. Но в российских музейных и частных коллекциях сохранилось еще много хотя и более скромных, но порой не менее прекрасных пасхальных яиц того времени, созданных безвестными мастерами и художниками.
В последние годы нам возвращена возможность праздновать Пасху открыто, по обычаю предков. Московский Музей народного искусства почти сразу откликнулся на это весенней выставкой пасхальных яиц, которая вызвала большой интерес у посетителей. Теперь такие весенние экспозиции стали почти традицией. На первой выставке были представлены экспонаты только из коллекции музея: пасхальные рукотворные яйца из фарфора Императорского фарфорового завода и частных фарфоровых и стекольных заводов России, яйца из камня, металла, кости, папье-маше и дерева. Среди деревянных, украшенных резьбой и росписью, многие были сделаны в начале века в мастерских Кустарного музея (прежнее название Музея народного искусства). На последующих выставках каждая экспозиция пополнялась. Посетители выставки моут полюбоваться и гуцульскими писанками 1930-х годов, а также изделиями из самых разных материалов современных мастеров-художников. На основе экспозиции одной из выставок был издан прекрасный альбом «Пасхальные яйца», подготовленный заместителем директора НИИ художественной промышленности Л. Н. Соловьевой.
Сегодня многие художники и мастера увлечены созданием пасхальных яиц — этим камерным видом прикладного искусства. И как знать, может быть, в пробуждении такого творческого интереса есть хотя бы малая заслуга Музея народного искусства.
|