Поход на лыжах с рюкзаком — дело серьезное. Идти предстоит по снежной целине, без спасительной лыжни. Но если уж вы решились, выслушайте несколько советов.
Лыжи желательно выбрать более широкие — типа «Турист» или «Бескид», а крепление поставить пружинное или тросиковое. Не лишними будут и бахилы.
Идти придется, пользуясь картой и компасом. Пусть вас не смущают обозначенные на ней реки и болота. Зимой они не помеха. А вот с крупными шоссейными дорогами придется хлопотно. Не ленитесь, переходя их, снимать лыжи. Это и безопасней для вас, и лучше для лыж — на их скользящую поверхность не налипнет дорожная грязь. Правда, грязными зимой бывают лишь дороги, которые посыпают песком и солью. На проселках и зимниках такого не встретишь. Воспользуйтесь ими, даже если они не совсем совпадают с вашим направлением. Не стоит пренебрегать и просеками, редколесьем, посадками.
Теперь поразмышляем о том, какой взять темп. На лыжне или дороге ориентироваться надо по самому слабому участнику. Его и рекомендуем пустить вперед. А находясь во главе колонны, кто не захочет оправдать оказанного доверия? По целине наоборот — лыжню прокладывают наиболее сильные.
Чтобы направляющие излишне не устали, их надо периодически менять, скажем, через каждые 100 метров или 2 минуты пути.
Можно менять сразу двоих: более сильного первого и идущего следом. Тогда при деле окажутся все. Не жадничайте, прокладывая лыжню дольше всех, — перегрев на зимнем маршруте не менее опасен, чем переохлаждение.
Да, а вы умеете кататься с горок? Молодцы. Но не обольщайтесь. Все не так просто в походе. Рюкзаки за вашими спинами — немалая помеха при спуске. Так что лучше следовать известному принципу: «Тише едешь — дальше будешь». А чтобы на рыхлом снегу не потерять равновесия, старайтесь обе лыжи нагружать равномерно. Но если все-таки не устоите, падайте на бок, в крайнем случае назад — так будут целей и лыжи, и ноги.
Не менее опасны и подъемы. В зависимости от крутизны поднимаются, как известно, «шагом», «лесенкой» или «елочкой». Но на крутых и длинных склонах движутся обычно по серпантину. Повороты на концах зигзага начинают с наружной по отношению к склону ноги. А на прямых участках нелишне лыжные палки держать вместе — так, чтобы ладонь дальней от склона руки смотрела вверх, а ближней — вниз. Слегка отклонившись в сторону склона и опираясь концами острых палок, вы всегда можете задержаться, если лыжи начнут соскальзывать.
Немало неприятностей доставляют лыжнику и поваленные стволы деревьев, канавы. Страдают при этом в основном лыжи. Чтобы они не ломались, запомните: такие препятствия переступают боком, развернув лыжи параллельно бревну или канаве. Ну а на открытых пространствах с плотным настом вы сможете передвигаться быстрее, перейдя на коньковый ход. И не забудьте о ветре. Если он попутный и сила его такова, что полощется одежда, стоит воспользоваться парусом. Никаких особых материалов для этого не потребуется. Используемый для подстилки или скатерти кусок полиэтилена и обыкновенные лыжные палки — вот и все необходимое. Размеры паруса — в зависимости от вашего веса. Но обычно в пределах 2X2 или 2X2.5 метра. Конструкция его показана на рисунке.
Разворачивая парус под различными углами к ветру, можно менять скорость и направление движения. И при ветре 8 м/с без труда наберете скорость до 20 км/час. Так что желаю вам по путного ветра, а по-зимнему — снежной поземки.