Любовь к зимним покатушкам у нас в крови. С годами желание прокатиться с ветерком не отпускает, вот только несолидно взрослым дядям и тетям громоздиться на санки. Выход для тоскующих по снежным трассам и горкам – снегоход. Для кого-то этот вид транспорта – рабочая лошадка в суровые северные будни, но для большинства – отличное зимнее развлечение. Разберемся, кто, когда и при каких условиях может сесть за руль снегохода.
Рабочая лошадка или экстрим для эгоистов?
Решив купить или взять в аренду снегоход, стоит сначала определиться, что именно вам нужно от этого транспорта. Все снегоходы делятся на три основных класса, и выбирать придется либо мощность и скорость, либо проходимость и комфорт.
• Утилитарные (рабочие) предназначены, как понятно из названия, для тех, кто выбирает снегоход для работы. Машины такого класса не для гонок и выпендрежа, это самые настоящие рабочие лошадки, их достоинства – надежность, хорошая проходимость и грузоподъемность. Чаще всего эти снегоходы не отличаются комфортом, зато без особых проблем могут пробираться по глубокому или рыхлому снегу. Отлично подойдут жителям Крайнего Севера для ежедневных поездок и новичкам в качестве первой машины. Утилитарные снегоходы – самые тяжелые из всех, имеют наиболее широкую гусеницу, а вот мощность двигателя у них не очень большая. Мест для сидения, как правило, 2, иногда 3. Особенности: хорошая проходимость, грузоподъемность, низкая скорость. • Туристические – самые комфортные для езды по снежным полям. На их длинном сиденье могут разместиться 2–3 человека. Чаще всего именно в этом классе можно встретить такие приятные опции, как подогрев спинок сидений и ручек руля. Туристические снегоходы достаточно тяжелые и имеют неплохую проходимость, для ручной клади предусмотрен обычно достаточно вместительный багажник. От встречных потоков воздуха водителя и пассажиров защищает ветровое стекло. Особенности: комфорт, неплохая проходимость, средняя скорость. • Спортивные снегоходы – для чистого экстрима. Правда, отжечь на них можно только на укатанных и изученных трассах – спрятавшиеся под снегом пни или ветки могут привести к фатальным последствиям как для снегохода, так и для его водителя. О комфорте и проходимости речь тут не идет, у этих самоходов главное совсем в другом – короткая гусеница позволяет совершать резкие повороты, энергоемкая подвеска и легкий вес делают возможными прыжки, а мощный двигатель способен развить скорость до 200 км/ч! Сиденье у такого снегохода всегда одноместное, компанией не погоняешь. Если вам вдруг придет в голову кататься на спортивном снегоходе по обычному российскому бездорожью, далеко не уедете, а скорее всего испортите машину – в отличие от утилитарных и туристических, у спортивных снегоходов даже задняя передача не предусмотрена. Особенности: высокая скорость, легкий вес, низкая проходимость.
А ты записался в трактористы?
Просто сесть и поехать, не имея специального удостоверения и навыков вождения, можно только на маломощных снегоходах, объем двигателей которых не превышает 50 см3. Это правило касается всех моторизованных транспортных средств, однако ни один из «взрослых» снегоходов в такие рамки не вписывается. Так что для управления ими необходимо сдать на права, в данном случае речь идет о получении в Гостехнадзоре удостоверения… тракториста-машиниста с открытой категорией «А».
Можно сдавать экзамены, пройдя обу-чение (стандартный курс – 21 день), но разрешается и сдача экстерном. Экзамен состоит из двух теоретических частей – на знание ПДД и эксплуатации самоходных машин – и практики. Документ выдается сроком на 10 лет. Получить удостоверение тракториста, в отличие от обычных прав, можно начиная с 16-летнего возраста.
Это не санки, без прицепа не покатаешься
Даже если в ваших краях дороги плотно и надолго укрыты снегом, это не означает, что можно сесть за руль своего снегохода и рвануть по автотрассе в соседний город. Снегоходы разрешены к использованию только вне дорог общего пользования. Так что вывозите свой зимний транспорт подальше от города и гоняйте, сколько душе угодно. Правда, чтобы доставить снегоход к месту катания, придется раскошелиться дополнительно на специальный прицеп: вес даже самого легкого снегохода – около 200 кг, к автобагажнику такой агрегат не примотаешь. Не санки все-таки! Хотя в природе существуют мини-снегоходы, которые складываются и могут влезть в багажник автомобиля. Вес этих «мини» составляет 50–80 кг, скорость невысока – 20–25 км/ч, зато не надо морочиться ни с покупкой прицепа, ни с местом хранения вне сезона. К тому же, когда речь идет о развлечениях, стоит помнить поговорку: тише едешь – дальше (и целее) будешь.
Нюансы
• Кроме трех основных типов снегоходов, существуют еще детские и горные, их специализация ясна из названий. • Снегоход нужно зарегистрировать в органах Гостехнадзора в течение пяти дней после покупки. • Новый отечественный снегоход стоит от 50 тысяч рублей, импортный – от 80 тысяч. • За снегоход, как и за обычную легковушку, придется ежегодно платить дорожный налог. |