Слово «триал» не всем понятно. Что оно означает? В Чехословакии, например, под ним понимают соревнование на специально подготовленных велосипедах. Эти кроссовые машины отличает усиленная рама, мощные колеса с развитыми грунтозацепами, надежные тормоза и цепная трансмиссия с уменьшенным по сравнению со стандартными велосипедами передаточным числом.
Собрать такую машину можно на базе тех деталей велосипедов и мопедов, которые продаются в специализированных магазинах.
Основа любого велосипеда — рама. Для нашего «Тайфуна» она вполне подойдет от любого складного велосипеда — например, «Камы», «Десны» или «Перми»... Разумеется, нужна доработка. В первую очередь — усиление. Рама хребтового типа преобразуется в классическую конструкцию — за счет приваривания верхней перемычки из стальной тонкостенной трубы диаметром 28 мм с толщиной стенки около 1,5 мм. Необходимо наглухо заварить и штатный шарнир рамы, вокруг которого велосипед мог складываться — для кроссовой машины важнее не это, а прочность!
Передняя вилка нашего велосипеда — от мопеда любой марки, например, «Карпат» или «Верховины». Чтобы установить ее, особых доработок не требуется — нужно лишь подрезать рулевую колонку до соответствующего размера. Нуждается в доделке и сама вилка — ее необходимо оснастить специальными наконечниками, увеличивающими «вылет» переднего колеса, дабы иметь возможность лучше управлять «Тайфуном». Эти наконечники сделаны из листовой стали толщиной около 3 мм, способ крепления их к перьям вилки — сварка.
Колеса, и переднее и заднее,— мопедные: от «Риги-13», «Верховины» или «Карпат». В зависимости от габаритов задняя вилка дорабатывается: надо расширить ее, поскольку мопедное колесо толще велосипедного, и вварить новые удлиненные пластины, в которых оно закрепляется. Кроме того, на задней вилке необходимо предусмотреть установку упора под тормозной барабан — подобно тому, что на мопеде.
Руль для «Тайфуна» подойдет от мотоцикла или мопеда. Надо лишь вварить между его «рогов» усиливающую перемычку, как это делается на спортивных мотоциклах.
Седло для кроссового велосипеда лучше взять от легкодорожной машины типа «Старт—шоссе», «Турист» или «Спутник». Придется, правда, предусмотреть новую подседельную трубу, поскольку для кроссового велосипеда характерна посадка с большой загрузкой заднего колеса. Ведь в любой момент надо иметь возможность оторвать переднее колесо для преодоления возникших препятствий. Если будут трудности при сгибании трубы, можно обойтись проще, сделать ее сварной из трех отрезков. Существуют, правда, несколько способов, позволяющих легко гнуть стальные трубы. Традиционный предполагает набивку трубы песком; при этом оба отверстия плотно забиваются деревянными пробками. Если под рукой не окажется специального станка-трубогиба, можно воспользоваться упрощенным «приспособлением» — отверстием в стальной плите. Сам процесс сгибания несложен: труба-заготовка вводится в это отверстие, свободный ее конец, оставшийся снаружи, удлиняется трубой-рычагом... Остается лишь приложить усилие — делать это лучше всего вдвоем — и заготовка начнет сгибаться. Здесь не следует стараться согнуть трубу на нужный угол сразу — заготовка при этом может сломаться или необратимо деформироваться. Лучше делать это постепенно, в процессе работы контролируя радиус кривизны изгиба простейшим шаблоном, вырезанным из картона.
Интересно, что вместо песка для заполнения внутренней полости трубы можно воспользоваться... обычной водой. Надо заглушить с одной из сторон трубу пробкой, залить внутрь воду и выставить все это на мороз. Когда вода замерзнет, можно изгибать трубу точно так же, как если бы она была заполнена песком.
Трансмиссия «Тайфуна» — самая обычная, с применением втулочно-роликовой цепи. Передаточное число у кроссовой машины в отличие от обычных велосипедов должно быть несколько больше единицы — например, 1,2—1,5. Это означает, что ведомая звездочка, закрепленная на заднем колесе, имеет число зубьев в 1,2—1,5 раза меньше, чем у ведущей. Добиться этого несложно. На мопедном колесе закрепляется штатная звездочка, а на каретке вместо велосипедной устанавливается звездочка от заднего колеса мопеда «Рига-11».
В нижней части рамы привариваются две трубы диаметром 16х2 мм, ограждающие каретку. Без таких труб преодолевать высокие препятствия будет трудно.
Рычаги привода переднего и заднего тормозов обычные, мопедные. Но обязательно концы этих рычагов надо оснастить защитными шарами из резины или пластика — без них выступать в соревнованиях запрещается. Дело в том, что при случайных падениях концы рычагов могут травмировать спортсмена.
Уж коли речь зашла о возможных травмах, заметим, что кроссовый велосипед в обязательном порядке оснащается еще защитными валиками на перемычке руля и верхней трубе рамы. Они вырезаются из поролона и закрепляются на трубах клеем «Момент», обтягиваются поверх искусственной кожей.
Качество всех сварочных работ должно отвечать самым высоким требованиям. Предупреждаем, нельзя пользоваться обычной электросваркой — применять следует лишь газовую, а еще лучше — аргонно-дуговую. После окончательной обработки деталей и зачистки сварочных швов машина грунтуется в два-три слоя нитрогрунтом и окрашивается в несколько переходов нитроэмалью выбранного вами цвета. Неплохо покрыть раму поверх краски слоем паркетного лака.
Соревнования по велокроссу проводят, как правило, на замкнутой трассе протяженностью до одного километра, содержащей около десяти естественных или искусственных препятствий. Каждое из них ограждается — например, веревками. А в коридоре трассы устанавливаются таблички «Старт», «Финиш». Препятствия могут быть самые различные: покрышки от грузовых машин, глубокий сухой песок, канава, бревно, положенное вдоль или поперек движения, водная преграда, небольшая лестница... Словом, здесь право на вашу выдумку.
Стартуют одновременно несколько машин. Каждый участник должен как можно быстрее пройти трассу, однако в триале существует система штрафов: за каждое касание земли вычитается одна секунда, штрафуются и отклонения от трассы. Тремя секундами наказывается спортсмен за задержку на месте и до пяти секунд при одновременном касании земли и препятствия. Пять секунд штрафа назначаются за скатывание назад при штурме препятствия, например, горы, слезание с седла или касание земли более четырех раз.
Так что в хорошей подготовке залог успехов.
Кроссовый велосипед «Тайфун»: 1, 13 — колеса (от мопедов «Карпаты», «Рига» или «Верховина»), 2 — наконечник вилки (стальная пластина толщиной 3 мм), 3 — трос привода переднего тормоза, 4 — передняя вилка (от мопедов «Карпаты», «Рига» или «Верховина»), 5 — рукоятка руля, б — рычаг привода тормоза, 7 — защитный валик перемычки руля (поролон и искусственная кожа), 8 — руль (доработка штатного мопедного или мотоциклетного руля), 9 — защитный валик рамы (поролон и искусственная кожа), 10 — верхняя перемычка рамы (труба диаметром 28X1,5 мм), 11 — подседельная, 12 — седло, 14 — трос привода заднего тормоза, 15 — ограждение каретки (труба диаметром 16X2 мм), 16 — перемычка руля.
На рисунке внизу справа показана оклейка перемычек рамы и руля поролоном. |