На таком самокате удобно спускаться с горок, покрытых рыхлым снегом. Сани по такому покрытию скользят плохо, а вот на самокате можно развить большую скорость. Да и маневренность у него хорошая.
Для изготовления самоката понадобятся доски толщиной 30 и шириной 80 мм и фанера толщиной 5 и 20 мм. Из досок сбивают каркас, к которому с обеих сторон приклеивают (или прибивают гвоздями) фанерные стенки 5.
К нижней горизонтальной перекладине 13 каркаса прикрепляют длинную лыжу 6 из фанеры толщиной 20 мм, а к наклонной перекладине 12 — короткую лыжу 7 из такой же фанеры. Для короткой лыжи в перекладине выстругивают выемку глубиной 20 мм. Для наших целей вполне пригодны старые ненужные лыжи, их придется лишь обрезать по указанным размерам.
Для сиденья 4 подойдет фанера такой же толщины, что и для лыж. Сверху на сиденье наклейте отрезок поролона и закройте его кожзаменителем.
Спереди к каркасу прикрепите две металлические планки 11 толщиной 4 и шириной 20 мм — одну к горизонтальной перекладине, другую — к наклонной. На выступающих концах планок должны быть отверстия диаметром 6—8 мм.
Для рулевого устройства желательно использовать металлическую трубку наружным диаметром 25—30 мм и толщиной стенки не менее 1 мм. Отрезок такой трубки длиной 670—690 мм станет стойкой 2. Снизу в трубке сверлят сквозное отверстие и прикрепляют к стойке лыжу 1. На ней устанавливают два металлических уголка 16с отверстиями. Между уголками вставляют стойку и скрепляют ее с уголками осью — винтом 17 диаметром 6—8 мм, гайкой 15 и контргайкой 14. Для ограничения поворота лыжи относительно стойки между ними укрепляют проволочную нить 8.
Поставив переднюю лыжу со стойкой рядом с каркасом самоката, отмечают на стойке места расположения уголков 10 и прикрепляют их сваркой или толстыми винтами. Уголки скрепляют с планками на каркасе длинным болтом 9 и гайками. Болт будет служить осью, относительно которой поворачивают переднюю лыжу.
К верхнему концу стойки прикрепляют рукоятку 3 из такой же трубки, что и стойка. На концы рукоятки надевают резиновые накладки, за которые держатся во время спуска с горки.
Если у вас есть старый велосипед, его нетрудно приспособить под лыжный самокат. Понадобятся две лыжи (рис. 4) и немного листового металла толщиной 3—4 мм. Лыжи могут быть готовые (как и в предыдущем случае, их придется обрезать, чтобы соблюсти показанные на рисунке размеры) или самодельные, изготовленные из доски или клееной фанеры. Длина лыж зависит от имеющегося велосипеда, ширина же их должна быть равна наружному размеру вилок велосипеда (передней, средней и задней).
Более длинную лыжу 8 прикрепляют к средней и задней вилкам велосипеда. В местах крепления к наружным сторонам лыжи привинчивают шурупами уголки 6, вырезанные из листового металла. Через отверстия в уголках и вилку велосипеда пропускают металлическую шпильку 3 с резьбой на концах, а между концами вилки на шпильку надевают распорку 5—отрезок металлической трубки. На выступающие концы шпильки надевают шайбы 1 и навинчивают гайки 2. Вместо шпильки подойдет, конечно, длинный болт.
Более короткую лыжу 7 прикрепляют к передней вилке велосипеда. Здесь также понадобятся уголки 4, прикрепляемые к лыже. Но у каждого уголка делают отгибы внутрь, между которыми устанавливается конец вилки. Как и в предыдущем случае, уголки скрепляют с вилкой шпилькой или болтом, а между концами вилки вставляют распорку. Но гайки на шпильке затягивают настолько, чтобы лыжа могла поворачиваться относительно вилки с небольшим трением. Угол поворота ограничивается отгибами на уголках. Для предупреждения самоотвинчи-вания гаек, их можно либо зашплинтовать (просверлить в гайке и шпильке отверстие и пропустить через него шплинт — согнутый пополам проволочный стержень), либо закрепить контргайками.
По материалам журнала "Мастерок" |