Конструированием транспортных средств воспитанники Анатолия Крылова занимаются давно. В лаборатории Дома юных техников Вологды строят различные мини-мотоциклы, мокики, снегоходы.
Летом 1989 года один из снегоходов, созданный в лаборатории А. Крылова, был представлен на слете юных техников и конструкторов в Барнауле. Сегодня мы предлагаем познакомиться с его конструкцией.
Внешне он похож на микромотоцикл, только с лыжами. Как и полагается такому транспортному средству, у снегохода есть рама с сиденьем, двигатель, бензобак, ходовая часть, трансмиссия. Рама, сиденье, передняя вилка — самодельные, остальные узлы и детали готовые, от мопеда «Рига-22».
Рама — ответственный и, пожалуй, наиболее трудоемкий элемент конструкции. К сборке ее следует отнестись внимательно и творчески. Если у вас не окажется, например, нужного глушителя, используйте другой, изменив и подкорректировав узлы его крепления.
Для подготовленных конструкторов сварка рамы — дело несложное, хотя и здесь есть свои хитрости. Скажем, ее удобнее собирать, пользуясь плазом — начерченным на листе оргалита в виде рамы сбоку в натуральную величину. Пользуясь им как шаблоном, можно точнее и аккуратнее выполнить сборочно-сварочные операции. Изготавливают раму из обычных шовных труб диаметром 34 и 21 мм. Надеемся, взрослые вам помогут сварить ее.
Для установки двигателя У-50 и других агрегатов к раме приварены стальные пластины (их расположение и размеры — на рисунке). Снизу к ее вертикальной стойке прикреплен сваркой отрезок трубы диаметром 25 мм с двумя фланцами на концах — на ней установлена маятниковая вилка. На уголках, приваренных к раме, крепятся сиденье, бензобак, верхние пружины задних амортизаторов.
Несколько слов о передней вилке. Она показана в левой верхней части рисунка. Перья соединяются при помощи двух треугольных стальных пластин. Они изображены на виде А.
Мы не будем подробно останавливаться на ходовой части снежного мотоцикла. Скажем лишь о лыжах.
В зависимости от снежного покрова снегоход оснащается либо одной передней лыжей (езда по укатанному снегу), либо тремя (по рыхлому). Во втором варианте на заднее колесо дополнительно крепится лента-грунтозацеп.
Передняя лыжа изготовлена из нержавеющей стали толщиной 2 мм. Она имеет два продольных паза, которые придают ей устойчивость и прочность. Пазы можно получить выколоткой отожженной заготовки на куске свинца. Внизу по бокам лыжи прикреплены два стальных уголка сечением 25X25 мм. Это так называемые подрезы, удерживающие лыжу от бокового скольжения и заноса на поворотах.
Сбоку к каждому подрезу приварены треугольные пластины.
Между ними вварен кусок трубы. Это узел соединения лыжи с передней вилкой. Боковые лыжи крепятся к раме при помощи легкой сварной конструкции из стальной трубы диаметром 16 мм. Лыжи изготовлены из алюминиевого листа толщиной 4 мм и приклепаны к подрезам заклепками диаметром 4 мм с потайной головкой.
Коротко о трансмиссии.
Вращение вала двигателя через цепь передается заднему колесу, установленному на качающейся маятниковой вилке. Колесо стандартное и взятое от мотороллера «Тулица» (подойдет и от мотороллера «Тула», «Турист»). Передаточное число главной передачи 3,4 (в летнем варианте — 2,6). В зависимости от используемых узлов и деталей размеры элементов главной передачи могут меняться. Поэтому в каждом конкретном случае их следует уточнять при помощи чертежа. Нужно помнить, что оси качания маятниковой вилки, ведущей и ведомой звездочек должны быть параллельны, а сами звездочки — лежать в одной плоскости. В противном случае цепь будет соскакивать.
И последний совет — тем, кто захочет использовать снегоход летом. Разумеется, лыжи ему в этот период не нужны. Придется установить и другую, более короткую переднюю вилку. И, конечно, снабдить ее колесом. Руль и смонтированные на нем органы управления остаются прежние. Потребуется и подножка для водителя. Вот, пожалуй, и все преобразования. |