Этот одноместный автомобиль с мотоциклетным двигателем хорош для езды по снежным дорогам, по замерзшим водоемам и по рыхлому снегу.
Снегоход приводится в движение двигателем от мотороллера «Тула» или «Вятка». Вращение звездочки двигателя через обычную мотоцепь передается на такую же звездочку, сидящую на промежуточном валу, а с промежуточного вала — на основной вал, приводящий снегоход в движение.
Кузов упрощенной формы, деревянный, из многослойной фанеры. Полезная нагрузка снегохода — 100—120 кг. На рыхлом глубоком снегу ее лучше снизить до 60—70 кг. С двигателем 5,5 л. с. машина развивает скорость до 40 км/час.
Сварная рама прямоугольной формы изготовляется из уголка 25 X 25. Передняя часть лонжеронов длиной 108 мм загнута на 64 мм вверх. Для защиты мотора снизу на лонжеронах приварен стальной лист толщиной 3—4 мм и длиной 230—240 мм. Сзади него установлены две стойки из уголка 25 X 25 высотой 330 мм, соединенные поперечиной из полосовой стали 6 X 40 мм.
Немного позади стоек, под лонжеронами в шарикоподшипниках № 204, установлен основной вал диаметром 20 мм и длиной 355 мм. На валу на расстоянии 106,5 мм от его концов жестко сидят два желобчатых шкива диаметром 125 мм. Расстояние между шкивами — 142 мм. На этом же валу в одной плоскости с ведущей звездочкой промежуточного вала жестко закреплена ведомая звездочка задней передачи с числом зубьев 40—50. Натяжение цепи регулируется перемещением кронштейнов основного вала по лонжеронам. Отверстия в лонжеронах для болтов, крепящих кронштейны, сделаны в виде прорезей. Такой же вал без звездочки устанавливается сзади. Кроме них, к лонжеронам прикреплены две поперечины из уголка 25 X 25 длиной 610 мм на расстоянии 482 мм друг от друга, служащие для закрепления станины гусеничного хода, несущей восемь опорных покрытых резиной катков диаметром 50 мм.
В передней части к уголку длиной 450 мм приваривают трубки — подшипники поворотных цапф Р (см. рис.).
Вилка рулевой колонки берется от обычного велосипеда, а руль от мотороллера «Вятка», вместе со всеми его рычагами, тросиками, проводами. Правое перо вилки отрезается. Левое перо обрезано на расстоянии 100 мм от верха, отогнуто под прямым углом, и в нем просверлено отверстие 8 мм на расстоянии 14 мм до конца (см. рис.). Конструкция поворотных цапф и рулевой тяги ясна из рисунков.
Для лучшего управления снегоходом на скользящей поверхности лыж длиной 710 мм устанавливается стальной киль размером 12 X 12 х 560 мм, привинчиваемый 5—6 короткими шурупами с потайными головками. Лыжи лучше использовать готовые — широкие «охотничьи» или «горные» с обрезанной задней частью. К ним привинчиваются два коренных (длинных) листа автомобильных рессор шириной 30—40 мм и длиной 500 мм (см. рис.).
Прогиб листа должен быть равен 50—60 мм, концы слегка согнуты и в них просверлены отверстия диаметром 8 мм. К середине рессоры привариваются две стальные пластинки размером 5 X 25 X 40 мм с отверстиями диаметром 8 мм. Расстояние между пластинками должно быть равно 15—18 мм — диаметру поворотной цапфы Р. Эти изменения на первый взгляд кажутся несложными, но они требуют термической обработки рессоры (сначала — отпуск, затем — закалка). Если вы не очень хорошо владеете этими операциями, лучше обратиться к специалисту.
Впереди рамы над подмоторной плитой устанавливается двигатель «Вятки». Он невелик по размерам, достаточно прост в обслуживании, надежен. Кроме того, он обладает тем неоспоримым преимуществом, что переключение передач у него выведено на левую рукоятку руля и избавляет от лишних монтажных работ. Двигатель мотороллера «Тула» несколько тяжелее, для переключения передач необходимо сделать по месту некоторые дополнительные приспособления. Двигатель немного дороже, но у него есть свое преимущество — он запускается электрическим стартером.
Кронштейны крепления двигателя изготовляются по месту. Передние кронштейны привариваются к передней поперечине, Задние — к подмоторной плите или к специально привариваемой дополнительной стяжке.
Промежуточный вал вращается в шарикоподшипниках, посаженных в кронштейны, закрепленные болтами на наклонных подпорках основных стоек рамы. На нем нужно установить тормозной барабан от любого мотоцикла или мотороллера, а на стойках рамы по месту — диск с тормозными колодками.
Бензобак используется стандартный, от любого мотоцикла, мотороллера, либо изготовляется специально.
Для изготовления гусениц нужны: кусок транспортерной прорезиненной ленты шириной 30 см и длиной 2 м; металлические скобы для соединения концов ленты встык; клиновой ремень общей длиной около 3,7—3,8 м.
На внутренней стороне ленты нужно нанести на расстоянии 142 мм две линии. После того как лента по этим линиям будет зачищена пемзой на ширину ремня (15—20 мм), на нее нужно наклеить кусочки клинового ремня длиной 25 мм, с шагом 3 мм.
Чтобы хорошо склеить резину с резиной, лучше брать специальный самовулканизирующийся клей, он почти всегда есть на автобазах. Натяжение гусеницы регулируется перемещением заднего вала.
Деревянный кузов состоит из двух частей — капота и сиденья. Один из вариантов его изготовления подробно показан на рисунках. Могут быть и другие конструкции, детали которых уточняются после изготовления рамы.
Рисунки: В. Скумпэ По материалам журнала Юный техник |