Построить этот снегоход можно за несколько дней в любом кружке технического творчества или на станции юных техников, особенно там, где уже есть опыт постройки картов. Зимой карты эксплуатируются редко. Так пусть отдыхает только их ходовая часть! А двигатели можно временно переставить на «снежные карты», которым нипочем сугробы и обледенелые дорожки.
Подойдут любые двигатели объемом от 49 до 75 куб.см: от велосипедов, мопедов, легких мотоциклов. И если двигатель есть в вашем распоряжении, смело принимайтесь за дело.
Начать лучше всего с единственного колеса снегохода — барабана. Для него нужно подыскать пару дисков с внешним диаметром 200—250 мм и толщиной 0,5—1,5 мм. Можно использовать крышки от железных бочек, тормозные диски автомобилей, половинки штампованных шкивов или любые другие детали подходящего размера и профиля. Важно, чтобы наружный обод диска был отогнут под прямым углом и имел ширину не менее 12—15 мм.
Конструкция барабана изображена на рисунке. На трубе 1 закреплены сваркой диски 2 и звездочка 3. К дискам приделаны грунтозацепы (снегозацепы) 4. В трубу запрессованы втулки 5, через которые пропущена ось 6. Ось гайками закреплена в раме снегохода.
На рисунке указан размер трубы. Придерживаться его не обязательно. Он дан для ориентировки. Толщина же стенки трубы должна быть не менее 2 мм. Не обязательно придерживаться и изображенной конструкции барабана в целом. В частности, если для крепления грунтозацепов 4 к дискам 2 вы выберете заклепки, а не винты или сварку, то ободья дисков лучше повернуть наружу. Это значительно упростит процесс клепки. Для грунтозацепов лучше найти П-образный профиль шириной 20—25 мм. Но если его под рукой не окажется, смело ставьте обычный уголок.
С особым вниманием следует подойти к выбору звездочки 3. Чем она больше, тем более крупный сугроб преодолеет ваш снегоход, но тем медленнее он будет двигаться. Например, если использовать звездочку из комплекта двигателя Д-5, то снегоход разовьет скорость 12 км/ч.
При меньшей звездочке скорость увеличится, но в каждом более или менее крупном сугробе двигатель будет «глохнуть». Поэтому использовать звездочки с числом зубцов менее 20—25 на этой конструкции при любом двигателе нецелесообразно.
Втулки вытачиваются из текстолита, капрона, фторопласта по размерам трубы и оси. При двигателях объемом до 49 см достаточна ось диаметром 10 мм с гайками от велосипедов. При более мощных двигателях диаметр оси следует увеличить до 14—18 мм.
После того как барабан будет готов, приступайте к изготовлению рамы. Барабан станет базой, определяющей ее ширину и место установки двигателя. Рама сварная, из труб диаметром 20—30 мм, с толщиной стенки 1,5—2,5 мм. Основные размеры рамы указаны на рисунке. Крепление двигателя зависит от его типа. На нашем рисунке показан вариант жесткого крепления велосипедного двигателя. Для регулировки натяжения цепи в сплющенных концах труб (выполнены прорези, вдоль которых может перемещаться ось 6. В переднюю часть рамы вварен узел рулевой колонки от велосипеда. Узел используется практически целиком. Только у вилки нужно обрезать перья и вместо них приварить П-образную опору 7 для крепления лыж, выгнутую из трубы диаметром 20—25 мм. На концах опоры предусмотрены втулки 8 из резины, капрона, текстолита или любого другого эластичного материала. Втулки закреплены к лыжам скобами 9. От осевого смещения лыжи предохраняются шайбами 10 и шплинтами 11.
Лыжи лучше выбрать пошире. Однако их длина не должна превышать 800 мм. В противном случае их будет трудно поворачивать. Если вы собираетесь эксплуатировать снегоход на обледенелых участках, на внутреннюю сторону каждой лыжи привинтите угольник длиной 200—300 мм с заточенным под углом 60—70° краем. Угольник должен выступать под основание лыжи на 5—10 мм. Снаружи крепить угольник не рекомендуется, так как усилие, необходимое для поворота, в этом случае возрастет.
Во время движения снегохода ноги водителя опираются на лыжи. Чтобы ноги не соскальзывали, поверх скоб 9 можно установить площадки с бортиками высотой 10—20 мм. В этом случае часть усилия, прикладываемого к рулю при поворотах, будет приходиться на ноги водителя. Управлять снегоходом станет легче.
Конструкция сиденья затруднений ни у кого не вызовет. Поверх листа из фанеры, пластмассы или металла, привинченного к раме, нужно укрепить какой-либо нескользкий и мягкий материал: войлок, поролон или кусок стеганого одеяла.
На задней стороне сиденья укрепляется бачок для горючего. Если готового под рукой не окажется, возьмите пластмассовую канистру или флягу емкостью 1—3 л. В крышке канистры проделайте небольшое отверстие, а внизу привинтите патрубок (проще всего использовать ниппель от камеры велосипеда или мотоцикла). Недостаток такого решения в отсутствии краника. Однако он легко поправим: пружинящий зажим для резиновых трубок будет работать не хуже.
В показанном на рисунке варианте все управление установлено на руле: справа ручка «газа», слева — сцепления. Если двигатель будет с коробкой передач, придется найти место для рычага переключения. Для любого картингиста это не проблема. Поскольку коробкой передач оснащены, как правило, мощные двигатели, то в этом случае придется позаботиться и о тормозах (при двигателе с небольшим объемом тормозить можно просто пятками ног). Возможностей много. Не так сложно разместить в барабане тормоз типа мотоциклетного. Можно установить на лыжах грунтозацепы. Они будут врезаться в снег, когда нажмете на них ногами. Можно и просто привинтить сбоку рамы рычаг. И наконец, несколько слов о пуске. Если вы поставили велосипедный двигатель, придется просить товарищей разогнать снегоход, так как двигатели этого типа запускаются только «с хода».
(нажать для увеличения вдвое, откроется в новом окне)
|