Россия, как известно, страна не дорог, а направлений – нормальным асфальтом могут похвастаться только крупные города, да и то не везде. В последнее время любой автопроизводитель предлагает как минимум одну модель, которая, по утверждениям, «настоящий внедорожник». В реальности же не всё то внедорожник, что имеет полный привод.
Проедет везде
Если без дураков, то внедорожник – это рамная машина с понижающими передачами и зависимой подвеской. Рамная – значит, основные детали автомобиля устанавливаются на тяжелый мощный остов, к которому крепятся двигатель, подвеска и другие узлы машины. Такая конструкция оберегает автомобиль от поломок во время тряски, вибрации, ударов и прочих внедорожных неприятностей. Правда, из-за рамы вес машины достаточно большой. От этого страдает ее управляемость на асфальте, да и о комфорте на резких поворотах можно забыть. Понижающая передача делает машину более медленной, но более мощной.
Оптимальный коэффициент понижения – 1,8 (именно на столько уменьшается скорость и возрастает мощность машины). Что касается зависимой подвески, то она хороша своей простотой: толстая балка-мост с минимумом подвижных соединений редко выходит из строя и способна выдерживать серьезные удары.
Что еще отличает настоящий внедорожник? Под ним нет никаких выступающих узлов или деталей, свисающих шлангов или жгутов проводов – всего того, что можно (и легко) повредить камнями, ветками и прочими дорожными «сюрпризами». Такого типа автомобиль хорош именно на бездорожье, использовать его для езды по городу, конечно, можно, но смысла в этом нет.
Не очень дорогих машин такого типа сейчас выпускают мало. Дешевле 1 млн рублей будут стоить лишь несколько корейских и китайских моделей да еще наши «уазики». Вне дорог таким машинам нет равных – они проедут практически везде. Плохая управляемость на асфальте, недешевое обслуживание.
И нашим, и вашим
Городским жителям, которые иногда выбираются за город или любят ездить в автопутешествия, необязательно покупать полноценный внедорожник. Подойдет и кроссовер – таких машин на рынке множество, на любой вкус и кошелек.
Хорош кроссовер в первую очередь своей универсальностью. Правда, в этом же его минус: такая машина менее комфортна, чем легковушка, при езде по городу и менее функциональна вне асфальта, чем внедорожник.
Постоянным полным приводом кроссоверы в последнее время почти не оснащаются, чаще всего он подключаемый. Работой второй пары колес управляет электроника, но в некоторых моделях кроссоверов есть еще и опция принудительного включения полного привода.
Начитавшийся рекламных буклетов владелец новенького кроссовера уверен, что купил машину, которая проедет везде. Ложную уверенность в него вселяют и больший клиренс, и наличие полного привода.
Однако на кроссовере не стоит без оглядки лезть в грязь или песок – шанс «зарыться» большой, а самостоятельно выбраться будет непросто. Зато для езды по городским улицам, которые у нас порой выглядят, как зарубежное бездорожье, кроссовер отлично подходит. Небольшие ямы, кочки, сугробы у обочин, бордюры – для таких машин все это не проблема. Правда, в последнее время базовые комплектации кроссоверов все чаще оснащают лишь передним приводом. В итоге получается та же легковушка, только с увеличенным клиренсом. Покупать такие переднеприводные модели можно только для езды по городу – никаких внедорожных характеристик у них нет.
Машину дешевле миллиона есть из чего выбрать: это и наши Chevrolet NIVA и Tagaz Tager, и «корейцы» Hyundai Tucson и Kia Sportage, «японцы» Toyota RAV4, Suzuki SX4 и Mitsubishi ASX, «немец» Opel Antara, «чех» Škoda Yeti и др. Не очень высокая цена, универсальность, комфортная езда по асфальту, большой выбор моделей. Слабые внедорожные характеристики.
Подготовка материала: Михаил Гладков |