Нужна машина? Казалось бы, в чем проблема: иди в салон да покупай. Однако цены на новые машины кусаются. Поэтому многие выбирают подержанные авто из-за рубежа.
Сначала – найди
А что? Дороги и бензин там хорошие, уход за машинами регулярный. Вот и я решил поменять свой старенький «Ситроен», на котором ездил семь лет. Но сейчас, в разгар кризиса, захотел взять что-нибудь поэкономичнее: дизельные «Тойоту Ярис» или «Сузуки Игнис», которые у нас не продаются.
По нашим законам машину нужно сначала найти, заплатить госпошлину и только потом за ней ехать. Занялся поиском на иностранных интернет-сайтах. Их много, некоторые даже имеют русские версии.
На немецком mobile.de ничего подходящего по цене не нашел, на испанском segundamano.es были неплохие варианты, но ехать за Пиренеи уж очень долго и накладно. А почему бы не поискать поближе? Например, в Литве. Большинство машин, ввозимых к нам из Европы или США, поступает в Россию как раз оттуда. Во-первых, близко. Во-вторых, нет языкового барьера. Литовцы проводят оптовый выкуп авто по всей Европе и везут автовозами, что обходится в 300–400 евро для одной машины. Если же ехать в Германию самому, то эти деньги потратишь только на авиабилет. Плюс гостиница, транспортные расходы, питание…
В общем, после нескольких дней мониторинга сайта auto-plius.lt нашел походящий «Ярис» 2006 года выпуска. Машина только что пришла из Франции, пробег 80 тыс. км, 5 дверей, как я и хотел. Из недостатков – вмятина на заднем крыле и трещина на заднем же фонаре. Просят за нее 4700 евро. После обстоятельного телефонного разговора, из которого продавец понял, что я не «чайник», он скинул 200 евро.
Я сказал, что попрошу своих знакомых в Каунасе, где стояла машина, посмотреть ее внимательнее. Продавец не возражал. (Разговор о знакомых я завел неспроста – это был способ раскрутить продавца на откровенность о состоянии машины.) Я поинтересовался, может ли он привести в порядок крыло. Он ответил: это будет стоить мне 70 евро. Я согласился.
Потом – заплати
Теперь оставалось положить на таможне депозит. Для этого нужно иметь копию техпаспорта уже почти моей «Тойоты». Продавец сфотографировал его на цифровую камеру и отправил мне снимок по электронке.
По ВИН-коду машины я удостоверился (в Интернете есть соответствующие сайты; также сделать это можно через официальных дилеров), что она действительно 2006 г. (а то в иностранных техпаспортах крайне редко пишут год именно производства ТС, ограничиваясь датой первой регистрации), и на сайте Ростехрегулирования gost.ru нашел аналог моей «Тойоты» - декларация соответствия полностью совпадала. Теперь можно смело отправляться на свою внутреннюю таможню, захватив российский и заграничный паспорта, деньги и распечатки, подтверждающие год выпуска и экологический класс автомобиля.
На таможне рассчитали пошлину, исходя из ставки 1,7 евро с каждого «кубика» объема двигателя моего «Яриса» (получилось 2318,8 евро) и курса евро на день платежа. Оплата принимается только рублями! Да еще притаможенный банк взял себе 2%. Мытари спросили, через какой пост я буду въезжать с машиной. Назвал пост «Котловка» Ошмянской таможни Белоруссии, что на самой короткой дороге из Вильнюса в Москву. Мне выдали таможенную расписку и гарантийный сертификат, с которого посоветовали сделать пару копий. Теперь надо получить визу, купить билет и можно ехать.
В дорогу!
Литва по сравнению с той же Германией имеет еще один плюс, о котором мало кто знает: для получения ее визы, которая теперь также является шенгенской, не нужно ни приглашения, ни брони гостиницы. Достаточно лишь предъявить дорожные чеки на сумму 40 евро на каждый день пребывания в стране (их оформляет практически любой банк).
Заполняя анкету в консульстве, о цели поездки написал «Покупка автомобиля», а в графе «Тел./адрес принимающей стороны» указал номер продавца, предупредив его о возможном звонке из России. Через неделю виза была готова. Плацкартный билет на прямой поезд до литовской столицы обошелся в 2400 руб., дорога заняла одну ночь.
Покупка
Автовокзал в Вильнюсе находится напротив железнодорожного. 100 км до Каунаса автобус ехал меньше двух часов и обошелся мне в 6 евро. Продавец встретил меня, и мы поехали смотреть машину. Все оказалось так, как он и говорил. Крыло уже отремонтировано. Пробная поездка тоже никаких дефектов не выявила.
Еще по телефону мы договорились, что в цену машины войдет и оформление – справка-счет и вывозная таможенная декларация. Если это не оговорить предварительно, за оформление возьмут еще 40 евриков.
Мне оставалось самому застраховать машину на «Зеленую карту» (10 евро) и получить транзитные номера (30 и столько же минут на оформление – вот как работают теперь в Литве «гаишники»!).
Обратный путь
На ночь глядя ехать не хотелось, и я поселился в гостинице (15 евро), оставил машину на охраняемой стоянке (1 евро), а сам пошел бродить по Лайсвес-аллее, где много уютных баров…
С утра выехал в направлении Вильнюса и через пару часов был уже на границе Литвы и Белоруссии. Очередь небольшая, оформление на литовской стороне заняло всего 10 минут.
Попав в Белоруссию, в первую очередь поинтересовался у таможенника, пришло ли подтверждение моего гарантийного сертификата. С первого раза он его не нашел, но я попросил поискать внимательнее. Вторая попытка оказалась успешной.
Меня послали к брокерам делать копию гарантийного сертификата, потому что оригинал должен остаться на таможне. Как оказалось, белорусы берут по 1$ за каждую копию – как со всех иностранцев! Хорошо, что я воспользовался советом наших таможенников. Да и литовцы при оформлении, видимо, зная о белорусских поборах, сделали по две копии техпаспорта и купчей.
Пришлось еще 20$ заплатить за оформление документа контроля доставки (ДКД) и 5$ за транзитный проезд – опять же как иностранцу. В ДКД мне указали три дня на то, чтобы доставить авто на внутреннюю таможню для оформления.
Оформление
В указанный в ДКД срок я прибыл на свою таможню, где буквально за три часа меня оформили и выдали ПТС. Пришлось немного доплатить из-за того, что курс евро повысился. 4000 руб. взял склад в аренду «за оказание складских услуг» и 1000 руб. – эксперт «за сверку номеров и поверку технических характеристик». Всё.
На следующий день поставил машину на учет в ГАИ и подсчитал бабки. Машина обошлась мне в итоге в 7500 евро (300 тыс. руб.). У нас за эти деньги дизельный «Ярис» можно купить только семилетний.
Как показывает практика, сейчас выгодно привозить машины с двигателем до 1,5 л (из Европы и США) и 2,5–3 л (из Штатов). Тогда они будут дешевле, чем те, что продаются у нас. А популярные ранее «Гольфы» и «Пассаты» выйдут дороже. |