Документы Въезжать на Украину можно как по внутреннему, так и по загранпаспорту. Но последний все же лучше: случалось, пограничники ставили штамп о въезде в общегражданский паспорт, после чего по российским законам он становился недействительным и его приходилось менять.
Если вы управляете авто по доверенности, то для въезда на Украину необходимо иметь нотариально заверенную генеральную доверенность, где должна быть фраза «с правом выезда за границу». Тем, кто управляет служебной машиной, надо иметь обычную доверенность (но с той же строчкой о праве выезда) с печатью фирмы и подписью руководителя. Кроме этого, потребуются заполненный путевой лист, приглашение для иностранца и командировочное удостоверение.
Водительских прав достаточно российских. Кстати, частенько россияне показывают украинским гаишникам только международное водительское удостоверение (МВУ) в надежде, что, если их и лишат прав за какую-то провинность, можно отдать лишь его. По закону же МВУ недействительно без национальных прав, то есть предъявлять нужно оба документа вместе.
А вот овальную наклейку с буквами RUS добывать не обязательно: ее наличие должны требовать только на авто со старыми регистрационными номерами, где не было ни российского флага, ни букв RUS. Правда, на украинской таможне иногда находятся работники, требующие эту наклейку у всех. Купите ее, но не приклеивайте – достаточно просто показать ее таможеннику, чтобы решить проблему.
Перед границей стоят будки со страховыми агентами, предлагающими приобрести украинское ОСАГО. На границе вы можете купить страховку в любое время суток. Почти все полисы ОСАГО на Украине продаются с франшизой, обычно на сумму, эквивалентную 2000 рэ. Кстати, приобрести ОСАГО можно и на заправках рядом с границей.
М2 «Крым» Самый простой и он же самый популярный маршрут – по Симферопольской трассе (М2 «Крым», Е105). Путь из Москвы в любую точку Крыма составляет 1400–1500 км. По Московской и части Тульской области проходит автомагистраль (примерно 140 км), а на украинской стороне скоростное шоссе начинается чуть дальше Харькова в направлении Новомосковска (немного более 170 км). Но основная часть пути что по России, что по Украине пройдет по дороге с 1–2 полосами в каждую сторону.
Самый крупный пропускной пункт (Нехотеевка–Гоптивка) в направлении Крыма находится на Симферопольской трассе. Правда, из-за месторасположения иногда он бывает и самый загруженный. Въехать на Украину можно также и через рядом стоящие небольшие пропускные пункты: Шебекино–Плетеневка (к юго-востоку от Белгорода, на трассе М2 по объездной дороге вокруг Белгорода есть указатель на Шебекино) и Грайворон–Великая Писаревка (западнее Белгорода и севернее Харькова с трассы М2 по объездной дороге вокруг Белгорода поворот на Строитель, далее на Стрелецкое и по прямой до Грайворона). Крюк получается не очень большой, и если повезет, можете выиграть пару часов на прохождении границы. Но дорога по качеству хуже Симферопольской трассы.
М4 «Дон» Второй вариант – трасса «Дон» (М4): по ней до Ростовской области, далее через Краснодарский край (по Р268) до паромной переправы через Керченский пролив. До Керчи из Москвы ехать чуть меньше 1600 км, но большинство водителей не любят этот путь из-за парома, некоторые же опасаются ростовских гаишников.
Трасса «Дон» сама по себе достаточно удобная. Что касается гаишников, то ростовские работники ДПС действительно обращают внимание и на небольшое превышение скорости, и на наличие тонировки, и на непристегнутый ремень безопасности.
А вот на паромной переправе могут возникнуть непредвиденные задержки. Мало того что паром ходит примерно раз в 3 часа, но еще и за 35 минут до отплытия прекращается регистрация автомобилей, а фактически могут не пустить и за час. К тому же из-за плохой погоды некоторые рейсы могут и вовсе отменить.
По оперативной информации, на обоих этих маршрутах часто встречается знак «Ограничение скорости 40 км/ч» вместе со знаком «Дорожные работы». Даже если самих работ не видно, не расслабляйтесь: частенько именно на таких участках несут службу сотрудники ДПС с радаром. На Украине вообще расслабляться не стоит, так как штрафы за некоторые нарушения сильно отличаются от наших.
Охота на москалей На украинские трассы в поисках легкой наживы выходят не только инспекторы ДАI, но и экологи, и казачки€, которые останавливать машину и штрафовать не имеют права. Понять, кто перед вами, несложно – гаишники обязаны ездить на машинах с цветографической раскраской, с номерами на синем фоне. Кроме этого, на двери должен быть указан телефон доверия местного отделения ДАI.