Российские автомобилисты – вечные доноры. Купил машину – распахни кошелек и готовься к техосмотрам, страховкам, росту штрафов и цен на бензин, платным парковкам... Можно экономить на бензине, выезжая лишь по большой надобности, на штрафах, строго соблюдая ПДД… Но от транспортного налога, который в России только растет, никуда не деться.
Более чем в 100 странах мира дорожный налог просто включен в стоимость топлива, что логично. Какая разница, сколько в твоей машине «лошадей», если она стоит в гараже? Важно, как часто она ездит и насколько экологична. Катаешься сутками на мощном прожорливом внедорожнике – значит, больше тратишь бензина и в итоге «платишь» налог, который отчисляется с каждого купленного тобой литра топлива автоматически. В некоторых странах транспортный налог зависит от годового пробега, а этот самый пробег вычисляется через спутники – так, например, дела обстоят в Голландии. У нас же транспортный (дорожный) налог привязан к лошадиным силам двигателя. Странное отечественное изобретение. Как говорится, силы есть – ума не надо?
Мы платим дважды?
В 2009 году правительство разработало трехлетний план, согласно которому при добавлении в акциз топлива трех рублей (по 1 рублю каждый год) транспортный налог можно будет смело отменять. Но странное дело: сейчас акциз введен полностью, бензин подорожал на положенную сумму, но налог никто отменять не собирается. Более того, в ряде регионов он повышается! По факту выходит, что владелец автомобиля теперь платит дважды – отдельно налог плюс акциз при каждой заправке.
Федерация автовладельцев России (ФАР) теперь призывает водителей бороться с этим безобразием кардинально – бойкотировать дорожный налог. Около месяца назад ФАР начала собирать подписи за его отмену – их уже 130 тысяч.
– То, что происходит сейчас с транспортным налогом в России, противоречит логике и здравому смыслу, – соглашается Вячеслав Лысаков, первый зам. председателя Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора». – Привязка этого налога к лошадиным силам абсурдна.
Когда принимали закон, по всей видимости, руководствовались логикой: если машина мощная, значит, она дорогая, а раз дорогая, владелец может и заплатить побольше. Но смотрите, что получается: на Дальнем Востоке приличное количество машин, у которых больше 150 и даже 250 лошадиных сил, при этом стоят они недорого, а в Центральной России подобная ситуация с подержанными мощными немецкими и американскими автомобилями. Благодарить за такое «счастье» надо Минфин – именно он убедил правительство после введения акциза не отменять транспортный налог.
Куда уходят деньги?
Раньше транспортный налог был нецелевым, на что конкретно шли отчисления, было неясно.Акциз же, включенный сейчас в стоимость топлива, перечисляется в дорожные фонды, которые созданы как раз для строительства дорог и поддержания их в нормальном состоянии. И даже транспортный налог теперь тоже должен поступать в эти самые фонды. Безусловно, это хорошо, и где-то в глубине души, очень глубоко, водитель, заплатив дорожный налог, должен испытывать удовлетворение, зная, что пойдут его кровные на дороги, а не на мебель в кабинет чиновника. Вот только с чего вдруг он должен платить дважды?
Тем временем
Московская дума уже приняла закон, по которому с 1 января 2013 г. транспортный налог вырастет в среднем на 600 рублей. Например, для автомобилей с мощностью двигателя до 100 «лошадей» включительно он составит 12 руб. за одну силу (было 7 руб.), т.е. за 100-сильное авто владелец заплатит 1200 руб. налога. Цифра
Собираемость транспортного налога составляет около 50%, то есть половина автовладельцев не платят эту дорожную подать. В итоге до судебных разбирательств дело доходит крайне редко. Правда, если суд все же обяжет оплатить налог, в отношении должника начнут работать все положенные меры вплоть до ограничения выезда за рубеж.
Фото Андрея Струнина |