Такие машины часто называют «дорожными дредноутами». Странное название, не правда ли? Но оно так прочно укоренилось за американскими легковыми моделями, что иные автомобильные журналы рассматривают его почти как термин, и, строго говоря, небезосновательно. Машины, выпускаемые фирмами США и их филиалами в Канаде, Австралии, Аргентине, Бразилии, ЮАР, имеют специфические особенности, резко отличающие их от моделей других стран. Поскольку доля таких автомобилей в мировом парке составляет более одной трети, то конструкции американского происхождения нередко рассматривают как самостоятельную группу. Эти машины — антиподы распространенным в европейских странах и Японии моделям «мини».
К началу тридцатых годов прошлого столетия развитая автомобильная промышленность существовала лишь в Европе и Северной Америке. Уже тогда наметилась заметная разница в конструкции легковых машин Старого и Нового Света. Первые в большинстве своем были малолитражками, а их производство — крупносерийньим. Машины Нового Света представляли собой большие, комфортабельные легковые автомобили с мощными двигателями массового производства, что позволяло резко снизить их себестоимость.
Десятилетиями культивировалась точка зрения, что американец должен ездить на просторной мощной машине со всеми удобствами. Кем-то была даже пущена в обиход шутка: «Европеец «имеет машину, чтобы ездить, американец — чтобы отдыхать». Американская промышленность сосредоточила свое внимание на выпуске моделей с автоматическими трансмиссиями, кондиционерами, самонастраивающимися приемниками, усилителями тормозов, электрическими стеклоподъемниками, омывателями стекол, сервомеханизмами регулировки сидений и многими другими устройствами, которые позволяли владельцу считать автомобиль своим вторым домом.
Комфорт — это не только удобства, но и еще просторный кузов, где трое могут сидеть на заднем сиденье, вытянув ноги и не касаясь друг друга локтями. Если говорить языком цифр, то машина для этого должна иметь ширину 1,8—1,9 м, а длину 5—5,5 м.
По американским понятиям под комфортом подразумевается и так называемая бульварная езда. Это означает, что подвеска сделана так, что и на проселке и на асфальте пассажир чувствует себя мягко плывущим над дорогой.
Применение мощного двигателя имело свои основания. На машине с большим запасом мощности легко в числе первых уйти с перекрестка, лишь только вспыхнет «зеленый»,— немаловажный плюс для перенаселенного автомобилями Нью-Йорка или, скажем, Детройта; такой мотор позволяет на автостраде одним рывком, быстро (а значит, более безопасно) совершить обгон. И при этом мощный двигатель все время работает далеко не с полной нагрузкой, следовательно, не шумно и с малым износом. Правда, он расходует 18—22 л высокооктанового бензина на 100 км пути, но в те далекие годы американцы еще не знали энергетического кризиса, а бензин в США стоил дешево.
Следует заметить, что автомобилестроение Канады, Австралии, Аргентины, будучи в руках американских фирм, слепо повторяло их путь развития.
Рекламные отделы автомобильных фирм США не жалели сил, доказывая покупателям, что конструкторы в поте лица стараются преподносить новинки, делать модели еще совершеннее. И постепенно ежегодная, не всегда технически целесообразная, но выгодная для промышленников смена моделей приучила американских автомобилистов видеть в своих машинах символ процветания, престижа.
Конечно, частая смена моделей принесла определенные успехи в совершенствовании технологии массового производства, в новых конструкторских решениях, имевших непреходящую техническую ценность. Среди них назовем: бесконтактную электронную систему зажигания; гидравлические толкатели клапанов, делающие ненужной регулировку зазоров; усовершенствованные автоматические трансмиссии; гидравлические усилители руля; атермальные (не пропускающие тепловых лучей) стекла. Американские конструкторы внедрили в мировую практику и немало мелких новшеств: включение стартера поворотом ключа зажигания; обогреватели заднего стекла; снабженный «памятью» механизм регулировки сиденья; сигнализатор превышения заданной скорости; дистанционное управление наружным зеркалом заднего вида и др.
И все же к шестидесятым годам типичный американский автомобиль выродился в уродливое громоздкое сооружение. Путь к нему от начала тридцатых годов он прошел незаметно, постепенно раздуваясь в габаритах и оснащенности комфортным оборудованием.
В конце пятидесятых — начале шестидесятых годов на автомобильном рынке США появились так называемые компактные модели, которые там расценивались как малолитражки. Интересно, что «компактные» по габариту, вместимости, мощности и другим показателям были близки к нашей «Волге». Однако в большинстве своем «дредноуты» не становились меньше. Напротив, к 1971 году средняя (оцененная по всем выпускаемым моделям) мощность двигателей достигла 256 л. с., средний рабочий объем — 5,63 л, а средняя степень сжатия — 9,28 единицы. Такие моторы работали на бензине с октановым числом 96—98 единиц и расходовали до 25 л топлива на 100 км. Наиболее престижные модели этого периода имели длину 5,4—5,7 м, ширину 1,9—2 м. Максимальная скорость многих из них лежала в пределах 190—210 км/ч, а время разгона с места до скорости 80 км/ч не превышало 7 с.
Потом наступил переломный период, который оказал заметное влияние на конструкцию американских легковых моделей в целом. Его вызвали к жизни самые различные факторы: развернувшаяся в стране кампания по борьбе за безопасный автомобиль, жесткие нормы на токсичность отработавших газов, энергетический кризис, возросшие трудности с городским движением. В связи с этим, например, президент «Форд мотор компани» заявил, что характер всевозрастающего числа регулирующих законов поставил их перед эрой беспрецедентных изменений в автомобильной промышленности. Так начался переход от макси-автомобилей к компактным по габаритам моделям, которые мало-помалу стали близки к европейским и японским. Американская статистика тут же отразила эту тенденцию. В 1978 году средняя мощность двигателей упала до 124,8 л. с., средний рабочий объем — до 3,88 л., средняя степень сжатия — до 8,24 единицы.
Американские заводы начали выпускать даже машины, близкие по габаритам к нашему «Москвичу». Фирма «Шевроле» вслед за «Олдсмобилем» и «Кадиллаком» освоила выпуск отдельных моделей с передними ведущими колесами. Многие заводы приняли на вооружение такие сугубо европейские технические решения, как независимая подвеска задних колес, впрыск топлива с электронным управлением, распределительный вал в головке двигателя, дизели на легковых автомобилях.
Но, несмотря на серьезные перемены, американское автомобилестроение сохранило в значительной мере прежнее лицо. Все еще в общем объеме производства велика доля «дорожных дредноутов». Покупатели, десятилетиями приученные к «дому на колесах», очень медленно меняют свою точку зрения.
Что же представляет собой современный американский легковой автомобиль? У 76% выпускаемых машин V-образный 8-цилиндровый двигатель, 95% имеют автоматическую коробку передач и гидравлический усилитель руля, 90% оснащены усилителями в приводе тормозов, 84% машин с дымчатыми стеклами, 82% имеют кондиционер.
Специфика американских моделей заключается в том, что они рассчитаны на эксплуатацию по дорогам с твердым покрытием, и поэтому у них очень небольшой дорожный просвет (125—140 мм). Другая отличительная черта, продиктованная солидными их габаритами,— значительный радиус поворота (6,5—7м).
Американские модели все рассчитаны на 5—6 человек, но имеют различные длину и мощность двигателя (эти параметры ниже приведены в скобках), а также массу, размеры салона, скорость. В зависимости от этих показателей модели можно условно разделить на шесть классов (представители каждого из них показаны на снимках): высший (5,6—6 м; 300—340 л. с.), средний (5,1—5,6 м; 200—260 л. с.), стандартный (5—5,6 м; 150—200 л. с.), промежуточный (5—5,2 м; 150—175 л. с.), компактный (4,6—4,9; 95—130 л. с.) и сверхкомпактный (менее 4,6 м; 90 л. с).
Как правило, у каждой модели немало модификаций. Так, «Бюик-Сенчюри» выпускался с тремя разновидностями кузовов (седан, купе и универсал), пятью разновидностями двигателей (от 91 до 172 л. с.) и двумя разновидностями трансмиссий, что давало 30 комбинаций.
Легковые модели в США сходят с конвейеров четырех концернов. Каждый из них делает машины нескольких марок. «Дженерал моторс корпорейшн» (57% от общего производства машин в стране) традиционно выпускает марки «Бюик», «Кадиллак», «Олдсмобиль», «Понтиак» и «Шевроле». «Форд мотор компани» (28%) делает машины марок «Форд», «Линкольн», «Меркурий». «Крайслер корпорейшн» (13%) строит автомобили «Крайслер», «Додж», «Плимут», а «Америкен моторс корпорейшн» (2%) — «Пейсер», «Хорнет», «Матадор».
Многие известные в прошлом фирмы («Виллис-Оверланд», «Гудзон», «Корд», «Нэш», «Паккард», «Пирс-Арроу», «Студебеккер») стали жертвами конкурентной борьбы и перестали существовать. Сегодня автомобилестроительная индустрия США оказалась в руках четырех могущественных концернов, под власть которых попали и многие зарубежные фирмы («Опель», «Воксхолл», «Бедфорд», «Холден», «Исудзу» и другие). Заводы этих концернов, расположенные только на территории США и Канады, изготовляют до 11 миллионов легковых машин в год, что составляет около трети общего мирового производства.
В числе больших легковых машин не названы представительские автомобили. Они выпускались ограниченными сериями заводами СССР, США, Англии, ФРГ и некоторых других стран. Этим машинам, составляющим особую категорию, будет посвящена другая статья.
«Форд-Т». Модель-рекордсмен по продолжительности выпуска (с 1908 по 1927 г.). Этот автомобиль по своим параметрам очень близко стоял к европейским машинам. «Форд-Т» изготовлен в количестве более 15 миллионов штук и завоевал репутацию очень простого и неприхотливого автомобиля. Число мест — 4. Число и рабочий объем цилиндров — 4; 2880 см3. Мощность двигателя — 22,5 л. с. Длина машины — 3,84 м. Масса — 850 кг. Скорость — 80 км/ч. Расход топлива — 12 л/100 км.
«Паккард-1-20». Один из типичных американских автомобилей конца тридцатых годов, в котором уже четко видна тенденция к гигантомании. Завод «Паккард» был одним из пионеров применения гипоидных шестерен заднего моста и гидравлических толкателей. Число мест — 4. Число и рабочий объем цилиндров — 8; 4634 см3. Мощность двигателя — 120 л. с. Длина машины — 5,24 м. Масса—1700 кг. Скорость — 130 км/ч. Расход топлива — 19—22 л/100 км.
«Меркурий-Парклейн-Хардтоп». Конец пятидесятых годов отмечен «расцветом» типично американской концепции автомобиля: массивная, комфортабельная машина с вычурными формами и обилием хромированных деталей. Яркий пример тому эта модель (1959 г.). Число мест — 6. Число и рабочий объем цилиндров — 8; 7050 см3. Мощность двигателя — 350 л. с. Длина машины — 5,66 м. Масса — 1900 кг. Скорость — 190 км/ч. Расход топлива — 19—25 л/100 км.
«Кадиллак-Флитвуд-Брогэм». Современный представитель машины высшего класса. Оснащен пневматическим регулятором постоянства дорожного просвета, гидравлическими толкателями клапанов. Число мест — 6. Число и рабочий объем цилиндров — 8; 6966 см3. Мощность двигателя — 183 л. с. Длина машины — 5,62 м. Масса — 1980 кг. Скорость — 190 км/ч. Расход топлива — 19—25 л/100 км.
«Форд-ЛТД-П-Купе». Автомобиль среднего класса. Имеет транзисторную систему зажигания, пружинную подвеску задних колес. Число мест — 6. Число и рабочий объем цилиндров — 8; 5766 см3. Мощность двигателя — 154 л. с. Длина машины — 5,47 м. Масса — 1850 кг. Скорость — 185 км/ч. Расход топлива — 17— 22 л/100 км.
«Крайслер Ле-Барон». Модель стандартного класса. У машины торсионная передняя подвеска, несущий кузов. Число мест — 5—6. Число и рабочий объем цилиндров — 8; 5210 см3. Мощность двигателя — 142 л. с. Длина машины — 5,23 м. Масса — 1659 кг. Скорость — 170 км/ч. Расход топлива — 14—19 л/100 км.
«Плимут-Воларе». Машина промежуточного класса. Оснащена трехступенчатой коробкой передач, компьютером для управления опережением зажигания. Число мест — 5. Число и рабочий объем цилиндров — 6; 3670 см3. Мощность двигателя — 101 л. с. Длина машины — 5,11 м. Масса — 1485 кг. Скорость — 150 км/ч. Расход топлива — 13—18 л/100 км.
«Пейсер Д/Л». Представитель компактного класса. Автомобиль оборудован реечным рулевым механизмом и диафрагменным сцеплением. Число мест — 4—5. Число и рабочий объем цилиндров — 6; 3801 см3. Мощность двигателя — 91 л. с. Длина машины — 4,37 м. Масса — 1450 кг. Скорость — 140 км/ч. Расход топлива— 11—16 л/100 км.
«Шевроле-Шеветт». Автомобиль сверхкомпактного класса (близкий к нашим «Жигулям»). Среди его особенностей — ременный привод расположенного в головке цилиндров распределительного вала, несущий кузов и колеса с 13-дюймовыми ободами. Число мест — 4. Число и рабочий объем цилиндров— 4; 1599 см3. Мощность двигателя — 64 л. с. Длина машины — 4,06 м. Масса — 920 кг. Скорость — 140 км/ч. Расход топлива — 8—13 л/100 км. |