Дорожные знаки появились с началом развития автомобильного транспорта. Впервые они были установлены на улицах Парижа, это было в 1903 году.
Знаки были квадратные, белые на черном фоне . Тогда считали, что так они лучше всего будут видны издалека. Узаконено было в то время девять знаков. Конечно, сейчас они уже не употребляются.
В нашей стране дорожные знаки в крупных городах стали появляться в двадцатые годы прошлого столетия. В 1927 году были стандартизированы и введены первые шесть знаков. В 1933 году их количество увеличилось до 22, в 1953-м — до 39, а в 1964 году стало уже 78.
Государственный стандарт СССР ГОСТ 10807-71 «Знаки дорожные», который вошел в силу с 1973 года, устанавливал 105 знаков.
Однако все усиливающаяся интенсивность автомобильного движения заставила пересмотреть и дополнить этот стандарт — с 1 января 1980 года на территории нашей страны действует новый ГОСТ 10807-78. По этому стандарту знаков стало 154.
Первые дорожные знаки: крутой спуск, крутой поворот, колдобина, туннель, опасный зигзаг, пересечение с железнодорожной или трамвайной линией, ямы на дороге, дорога плохого качества, населенный пункт
В 1968 году в Вене была заключена Международная конвенция о дорожных знаках и сигналах, которую подписали большинство стран мира. Новый стандарт полностью соответствует требованиям международных соглашений.
И Конвенция и советский стандарт о знаках отдали предпочтение символам, а не надписям. Такой подход не требует аргументации: символы воспринимаются быстрее и доходчивее, нежели надписи. Надписи, особенно из нескольких слов, требуют для прочтения большего времени, не всегда могут быть поняты ночью и в плохую погоду.
Тем не менее некоторые страны применяют знаки именно в виде надписей. Американцы не подписали Международную конвенцию, и, по мнению многих специалистов, там царит полный произвол в части дорожных знаков. В США можно встретить, например, такие надписи на дорожных указателях: «Не та дорога! Поворачивайте назад!» или: «Этот мост не ремонтировался сорок лет, ездить опасно!»
Не та дорога! Поворачивайте назад!
В разных странах, помимо общепринятых знаков, можно иногда встретить своего рода уникальные указатели. Скажем, на некоторых дорогах Кипра стоят знаки с надписью: «Внимание! Опасность! Шоссе скользкое из-за виноградного сока!» Дело в том, что осенью, когда тут идет сбор винограда, перевозящие урожай грузовики то и дело роняют грозди на дорогу. Автомобили давят их, и асфальт становится сладким и скользким.
В Швейцарии, Франции и некоторых других западноевропейских странах в ряде населенных пунктов стали появляться знаки, изображающие домашних животных и птиц и содержащие призывы: «Убавьте скорость! Спасибо!» Это объясняется тем, что на европейских дорогах под колеса мчащихся машин все чаще стала попадать разная живность.
Радиоприемник стал нынче неотъемлемой частью автомобиля. Но радиопередачи теперь представляют не только развлечение для путников, а являются также средством получения важной информации о ситуациях на дорогах, погоде и т. п. Чтобы водители могли услышать такие информационные сообщения от ближайшей радиостанции, в некоторых странах у дорог устанавливают информационные знаки с указанием позывных этой радиостанции и длины ее волны.
А что нового принесет будущее? В разных странах, в том числе и у нас, экспериментируют с переключаемыми дорожными знаками, устроенными примерно так же, как информационные табло на вокзалах. Из центрального пункта управления в зависимости от положения, сложившегося на дороге, знак можно менять простым нажатием кнопки. Конструкторы из Германии предлагали, перенести дорожный знак в кабину водителя, прямо на приборную доску. У обочины дороги размещается автоматический радиопередатчик, по указаниям которого на табло около руля зажигается нужный знак или целая дорожная схема, показывающая, как объехать, например, место ремонтных работ.
На отдельных дорогах Великобритании в порядке эксперимента появились дорожные знаки с автоматически загорающимися надписями, которые призывают сохранять дистанцию между едущими машинами. Делалось это с помощью инфракрасных лучей специального устройства, фиксирующего движение транспорта и величину дистанции между автомашинами. Если это расстояние становится меньше допустимого, на табло вспыхивает надпись: «Едете слишком близко!» Британская дорожная полиция ожидала, что эта новинка позволит сократить «цепные» столкновения в автоколоннах в конце недели.
А вот дорожные знаки из категории курьезных.
В треугольнике помещен черный силуэт воришки, бегущего с добычей на плече и с отмычкой в руках. Такой знак появился в Дании с целью предостеречь автомобилистов (особенно иностранцев) об участившихся случаях краж на автостоянках.
Или такая надпись — опять же в Дании, на улицах Копенгагена: «Что вы желаете? Ездить со скоростью сорок и дожить до восьмидесяти или наоборот?»
В городе Касселе (Германия) к удивлению водителей был выставлен тоже с«уникальный» знак: два отпечатка босых ног. Несмотря на свою курьезность, этот знак довольно строг: он ограничивает движение автомобилей на отдельных улицах, отдавая их только пешеходам.
У въезда в селение Мацинген (Швейцария) в треугольнике дорожного знака помещен и вовсе непонятный символ — рваный сапог.
Оказывается, это хозяин местной сапожной мастерской приглашает к себе желающих отремонтировать обувь.
Может быть, как шутки такие знаки забавны. Но появление их все же дезориентирует автомобилистов, и таких курьезов надо всячески избегать. |