Вы готовились к отпуску целый год и были готовы ступить на трап самолета, а ваш авиарейс откладывается на неопределенное время. Что делать и кому предъявлять претензии? Когда вы покупаете авиабилет, то по сути заключаете договор купли-продажи. Вы платите деньги, а авиакомпания взамен обязана предоставить вам услуги по перевозке и несет ответственность за качество этих услуг.
Согласно правилам, если рейс задерживается больше чем на два часа, вам должны предоставить бесплатную связь (возможность отправить два сообщения по электронке или сделать два звонка), а еще прохладительные напитки. Если же задержка длится больше четырех часов, имеете право получить горячий обед. При задержании рейса более 6 часов в ночное время и 8 часов в дневное требуйте у представителей перевозчика место в гостинице и трансфер.
На практике авиаперевозчики не всегда следуют правилам, и тогда пассажирам приходится ночевать на чемоданах и втридорога покупать воду и бутерброды. Другое дело, что, если есть силы бороться, после отпуска можно идти с исковым заявлением в суд. Для этого нужно запастись доказательствами: сохранить билет, в котором указана дата вылета, чеки, которые подтверждают, что вы обедали в ресторане или вынуждены были ночевать в мотеле. Получите у администрации аэропорта справку, в которой должно быть указано время задержания рейса, а также заручитесь поддержкой свидетелей. Однако, прежде чем судиться, имеет смысл обратиться с заявлением в авиакомпанию. Вполне вероятно, что она пойдет на уступки. Помимо оплаты затрат, вы можете рассчитывать на компенсацию за задержку рейса (от 3 до 50 процентов от стоимости билета).
– Бессмысленно добиваться компенсации и судиться, если рейс задержали по не зависящим от авиакомпании обстоятельствам, – предупреждает юрист Московского общества защиты потребителей Юлия Швец. – К форс-мажору относятся забастовка персонала, стихийные бедствия, плохая погода, угроза теракта... Если же перевозчик мог предвидеть случившееся, но не принял мер, он должен отвечать перед пассажирами рублем.
Бессонная ночь, плохое настроение, приличные счета за еду – не полный перечень потерь. Пока вы несколько суток торчите в зале ожидания аэропорта, простаивает ваш номер в гостинице, за который вы, между прочим, заплатили сполна.
– По приезде к месту отдыха попробуйте договориться с администрацией отеля, – говорит Юлия Швец. – Однако добиться возврата части денег удается в редких случаях. Номера были забронированы заранее, заселить в них на пару дней вашего отсутствия других туристов сотрудники отеля не могли. Однако здесь многое зависит от условий договора, который заключается между туроператором и администрацией отеля. Вы можете потребовать этот документ по приезде в родной город или уточнить на месте, если присутствует представитель туркомпании.
Чем еще недовольны туристы?
Список претензий возглавляют некачественно оказанные услуги. К примеру, турфирма обещает четырехзвездочный отель, а на месте оказывается, что у него три звезды, или вместо трехместного номера предоставляется двухместный. Недовольны россияне и антисанитарными условиями, в которые можно попасть не только в Краснодарском крае, но и за границей. Юристы советуют обращаться к сотрудникам отеля для составления акта и не забывать про свидетелей. |