Пасха — удивительный праздник. Кому-то еще в детстве он запомнился расписанными яйцами, кому-то — полуночным Крестным ходом, кому-то — похожими на заклинание словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» И чем глубже знакомишься с историей этого древнего обряда, тем более поражаешься. Оказывается, смысл слова «пасха» не очень ясен, праздник не привязан к определенному числу и даже месяцу, и существовал еще до Рождества Христова. Кстати, Тайная Вечеря, на которой было установлено таинство Евхаристии, состоялась во время ветхозаветной Пасхи, отмечаемой Господом и его учениками.
Первоначально Пасха возникла как семейный еврейский праздник кочевого быта. «Четырнадцатого числа весеннего месяца нисана», ранее носившего языческое название месяца колосьев, в жертву Богу Яхве приносили ягненка. Его кровью мазали двери в знак охраны жилища, а мясо поспешно съедали. Участники короткой трапезы по ритуалу были в дорожной одежде. Потом с этим праздником кочевников-скотоводов слился праздник Опресноков, отмечаемый оседлыми земледельцами. В этот день неквасной хлеб использовался как приношение, символизируя очищение от старой закваски, ежегодное обновление и нравственную чистоту.
Еще позднее так называемую «ветхозаветную Пасху» стали связывать с исходом из Египта, с освобождением от многолетнего рабства. Поэтому чаще всего происхождение этого названия производят от еврейского глагола пасах (переходить), но нередко ссылаются на ассирийское слово посоху (умиротворять), египетское паш (воспоминание) и даже греческое пасхейн (страдать). Пасхальный обычай приносить в жертву ягненка трансформировался в напоминание о том, как евреи метили кровью агнца свои двери, чтобы их дома легко было отличить от жилищ караемых богом египтян. Мясо жертвенного животного следовало есть стоя, торопливо и с посохом в руке. Теперь ритуал символизировал готовность к поспешному бегству. Перед Пасхой остатки квасного хлеба собирались и сжигались, и в течение празднества выпекался лишь опресненный хлеб, опресноки. Теперь это правило связывалось с тем, что перед исходом евреи семь дней питались хлебом без египетской закваски.
Отмечая с апостолами ветхозаветную Пасху, Иисус Христос внес в древний обряд совершенно иной смысл. Господь приносит в жертву самого себя и становится Божественным Агнцем, его смерть — это искупляющее пасхальное жертвоприношение, он дает верующим вкушать во время обряда Евхаристии свое тело (хлеб) и пить свою кровь (вино). В первые века, христианской эры отмечались две Пасхи — в честь смерти и в честь воскресения. Первая проводилась в скорби и строгом посте, вторая — с ликованием и обильной трапезой. Постепенно, после вековых споров, христиане стали праздновать одну Пасху, причем отдельно от евреев: в первый воскресный день после весеннего равноденствия и мартовского полнолуния. Этим и объясняется, почему Пасха бывает между 22 марта и 24 апреля.
Праздник продолжается 40 дней в память сорокадневного пребывания Христа на земле после воскресения. Крестный ход вокруг церкви символизирует встречу с Господом вне храма, напоминая о девах-мироносицах, встретивших воскресшего Бога вне Иерусалима. Богослужение в пасхальную седмицу совершается при открытых царских вратах иконостаса в знак того, что своим воскресением Иисус Христос открыл верующим дорогу на небо. Пасхальный обычай христосования восходит к «Посланию апостола Павла к римлянам», где сказано: «Приветствуйте друг друга с целованием святым», а дарение крашеных яиц — к Марии Магдалине, которая начала проповедь в Риме с того, что преподнесла императору Тиберию красное яйцо (символ возрождения жизни) со словами: «Христос воскресе». В первый вторник после пасхальной недели по традиции христиане посещают могилы близких.
Глядя на прелестные пасхальные открытки, невольно думаешь о том, как важен для подлинного духовного праздника ритуал, освящение временем и элемент веры. Пусть не в реальность воскрешения, а в то, что возможно бескорыстное единение людей, что смерть не всегда торжествует и что земная жизнь возникла для великой цели. И если Бог действительно есть Любовь, то каждый человек, нуждающийся в этом чувстве, в какой-то степени верующий.
|