Саамы — коренные жители Кольского Севера, раньше их называли лопарями. Они вели полукочевой образ жизни, а сейчас большинство из двух тысяч саамов живет в старинном селе Ловозеро, расположенном в самом центре Кольской тундры. Главным занятием саамов было и остается оленеводство.
В традициях саамских женщин — шитье и вышивка бисером. Детские зыбки, летняя обувь, головные уборы, оленья упряжь обязательно украшались узорами бисерной вышивки. Сколько фантазии, мастерства, сколько красок и неожиданных построений из геометрических фигур! Каждый элемент повествует об окружающей саамов природе тундры, раскрывает тонкие наблюдения мастеров-умельцев над эпизодами промысла и быта. По вышивкам можно прочитать чудесную книгу истории саамов. Страницы ее написаны бисером на одежде и домашней утвари. Но понять неподражаемый язык фигур и красок дано далеко не каждому: многие элементы потеряли свое первобытное значение. Вполне естественно, что между древними и современными вышивками есть много различий. Но всегда, в каждом орнаменте, будь он выполнен в прошлом веке или только вчера, преобладают элементы древнейших традиций, бережно хранимых народным творчеством. В основном это геометрические мотивы: углы, круги, полукруги, ромбы, прямые и волнистые линии. Лучшие образцы саамской народной вышивки и сейчас могут послужить исходным материалом для вас, если вы заинтересуетесь этим видом народного художественного творчества. Вышивкой можно украсить нарядный кулон, игольницу, кармашки на платьице, варежки из плотной ткани. Бисерная вышивка делает оригинальными кошельки, сумки из замши или другого плотного материала. В сочетании с аппликацией вышивка очень хорошо смотрится на ковриках и декоративных панно.
|
Кошелек |
|
Накидка на чайник для заварки |
|
1 — сумка-торба 2 — настенный карман для рукоделия 3 — рукавички 4 — пояс 5 — детские башмачки |
Прежде чем приступить к вышивке, нужно приготовить материалы. Основой и одновременно фоном служит, как правило, яркое красное сукно. Его можно заменить синим, зеленым и т. д. Для окаймления саамы используют олений мех, а вы можете взять мех от старых шапок, воротников или любой подходящий по цвету плотный материал. Бисер продается в галантерейных отделах магазинов. Если не встретите в продаже бисер россыпью, можно купить недорогие бисерные бусы. Бисер нужно подобрать. Для этого зерна рассыпаются на темной ткани или просто на столе и сортируются по величине, форме и цвету. Традиционно в вышивке применяли мелкий бисер, сейчас используют и более крупный, хотя старые мастерицы не признают его. В красочной палитре орнамента преобладают белый, голубой и желтый цвета, используется также синий, перламутровый и зеленый. До начала работы готовят нитки и две иголки: одну для нанизывания бисера, вторую для закрепления бисерной нити на сукне. В старину вышивальщицы для нанизывания бисера сучили нити из оленьих спинных сухожилий. Но им ничуть не уступает капроновая нить, рыбацкая леска или тонкая медная проволока. Длина нити зависит от рисунка, а толщина должна соответствовать отверстиям в зернах бисера. Можно нанизывать бисер не иглой, а прямо на нить. Для прикрепления готовой бисерной нити к фону служит вторая игла с льняной или шелковой ниткой. В тех случаях, когда основой служит войлок или кожа, используют шило. А теперь давайте проследим за основными этапами технологии вышивки. Возьмем, к примеру, игольницу Анисьи Мироновны Селивановой, выполненную во второй половине XIX века. Эта игольница показана в заголовке. Узор выполняется с центра без предварительной разметки. Композиция строится воображением мастерицы. Центральный элемент самый простой, но очень изящный. Это распускающийся бутон цветка. Выполняется он из четырех зерен бисера голубого цвета. Бисеринки закрепляются свободным стежком (нитка не притягивается плотно к сукну), они наклонены, что создает впечатление раскрывающихся лепестков. Этот элемент берется в круг из бисера белого цвета, зерна которого равны по величине предыдущим. Укладывая нитку бисера, прихватывают теперь уже плотным стежком расстояние между каждой бисеринкой. За кругом следует ромб-квадрат, в сторонах которого строго одинаковое количество бисеринок. Ромб-квадрат окаймляется квадратом, выполненным зернами белого цвета. Для выполнения квадрата, ромба, треугольника первоначально по углам закрепляются опорные точки, а потом уже каждая бисеринка. Каждая вершина квадрата заканчивается равными по величине петлями, в центре которых по одной голубой бисеринке. Чтобы представить петлю, надо нарисовать угол и на пересечении его сторон разместить кружочек. К каждой из сторон квадрата присоединяется угол, образующий совместно со стороной квадрата треугольник. В вершинах образовавшихся треугольников расположен цветок-бутон из четырех бисеринок желтого цвета. В центре треугольников по три голубые наклонные бисеринки, создающие впечатление раскрывающихся лепестков. Таким образом, в центре будущего орнамента у нас образовалось интересное построение из геометрических фигур. Далее оно как бы окантовывается тремя рядами бисера, выложенного в форме ромба-квадрата. Трехрядное оформление строится так: с внешней стороны — крупный бисер, в середине — средний, во внутрением ряду — мелкий. Так достигается эффект глубины и перспективы рисунка. Все три ряда вышиты разными цветами. Внутренний — белым. Потом идет голубой, чередующийся через три зерна с желтым. Наружный —снова белый. Над каждой стороной образовавшегося ромба-квадрата строится полукруг из трех рядов бисера. Внешний ряд нанизывается из крупного белого, средний из желтого помельче, внутренний из мелкого голубого. На внешнем ряде каждого полукруга надстраивается композиция из равных уголков белого цвета. В середине полукруга треугольник, в центре которого три голубые и три желтые бисеринки. А дальше, внимательно вглядываясь в рисунок, вы можете завершить работу вполне самостоятельно. Если вы не решитесь сразу взяться за сложный орнамент, воспользуйтесь другими рисунками, которые мы здесь приводим. А потом вы и сами сможете придумывать и воплощать в материале самые различные композиции, придерживаясь выверенного многими поколениями мастериц стиля саамской вышивки. |