Взгляните на эти прекрасные филигранные изделия. Разнообразие и неповторимость форм, тонкий художественный вкус, изящная работа — все это придает им очарование, которое никого не оставит равнодушным.
Художник Михаил Михайлович Цалкаламанишвили, один из мастеров филиграни. Мы попросили Михаила Михайловича рассказать об истории этого вида народного творчества и поделиться основами технологии.
Искусство филиграни еще в древние времена достигло необычайных высот. Например, в ленинградском Эрмитаже хранится феодосийская серьга, выполненная мельчайшей зернью. Невооруженному глазу представляется просто матовая поверхность, но, если глянуть на нее в лупу, окажется, что она выложена пирамидками из крохотных шариков. Из поколения в поколение передавалось мастерство филиграни и дожило до наших дней. Правда, кое-какие секреты были утеряны, в том числе и искусство микроскопической зерни — вершины филиграни, но мы не оставляем надежду вновь найти их. Работаем мы и с серебром, и с мельхиором, но пусть начинающих художников это не пугает. Есть прекрасный и доступный материал для филиграни — обыкновенная медь. В основном нужны медные пластинки толщиной от 0,5 до 1 мм и любая медная проволока диаметром до 1 мм. Можно использовать одножильный провод, но его нужно хорошенько очистить от изоляции. Инструмент — ручная дрель, напильники, кусачки, пинцет, плоскогубцы, круглогубцы, ножовка, тисочки, небольшой молоток. И еще необходима горелка — лучше всего использовать зуботехнический паяльный аппарат. Реактивы — десятипроцентный раствор азотной кислоты, такой же раствор серной кислоты, бура, сера, поташ. Припой — ПСР-37, ПСР-40 или ПСР-45. Рабочее место должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией, поэтому заниматься филигранью дома не следует. Лучше всего это делать в мастерской. Начинайте с несложных вещей. Прежде чем приступить к работе, набросайте на бумаге эскиз будущего изделия — для примера мы приводим фотографию простого узора в прямоугольной рамке.
Затем подберите или вырежьте подходящую пластинку, с помощью дрели скрутите в две нити медную проволоку. Делается это так: кусок проволоки сгибается вдвое, образовавшаяся петля накидывается на гвоздь, а концы зажимаются в патроне, дрель вращается, и проволока скручивается в ровную и плотную спираль. После скручивания отожгите проволоку, чтобы она стала мягкой: накалите докрасна и опустите в холодную воду. Из скрученной проволоки выгните по эскизу все детали изделия, обезжирьте их раствором азотной кислоты и приклейте к пластинке нитроклеем. Теперь приготовьте состав для пайки. Из припоя драчевым напильником настрогайте опилок и тщательно смешайте их с бурой в такой примерно пропорции: одна весовая часть опилок на пять частей буры. Посыпьте пластинку с приклеенными деталями тонким слоем приготовленного состава. Пластинка подогревается горелкой сначала снизу, при этом сразу выгорит нитроклей, слой припоя сперва вспучится, потом снова осядет. Только когда медная пластинка разогреется докрасна, можно будет греть и сверху. Держите наготове пинцет, и если какая-нибудь деталь сдвинется с места, поправьте ее. Когда изделие остынет, посмотрите, что получилось. Если оно заплыло, значит припоя было слишком много. А если детали плохо припаялись, — наоборот, мало. После пайки изделие нужно отбелить, то есть очистить от остатков буры и окалины в десятипроцентном растворе серной кислоты. Отбеливание идет гораздо интенсивнее в кипящей кислоте. Тщательно промойте изделие водой и приступайте к чернению. В металлической посуде расплавьте 10 г серы, не давая ей загореться. В расплавленную серу засыпьте 10 г поташа и залейте все это стаканом воды. Доведите раствор до кипения и опустите в него изделие. Когда оно почернеет, выньте и промойте водой. Теперь остается отполировать выступающие части пастой ГОИ, нанесенной на суконку, а фон оставить черным — и изделие готово. Постепенно переходите от простого рисунка к более сложному, начните использовать маленькие шарики, выплавленные из проволоки. И со временем, быть может, семья филигранщиков получит новое пополнение.
|