|
В тридцатых годах позапрошлого столетия в декоративном убранстве архитектурных сооружений России вместо паяных мозаичных наборов из цветных стекол все чаще стали появляться витражи, расписанные масляными и силикатными красками. Яркие и прозрачные силикатные краски после обжига прочно соединяются со стеклом, составляя с ним единое целое. Но сложность росписи заключается в том, что она выполняется как бы вслепую и только после обжига становится видимым истинный цвет красок. В отличие от силикатных масляные краски не нужно закреплять обжигом, мастер в процессе работы постоянно видит результаты своего труда. В случае ошибки краска легко удаляется и на ее место наносится другая. В Эрмитаже, в Историческом музее в Москве и дворце-музее «Кусково» хранится мебель с расписными стеклянными вставками. На стеклах русские мастера изображали мифологические сцены, геометрические и растительные орнаменты. Яркая роспись по характеру была близка к народной росписи на стеклянной посуде. Роспись посуды масляными красками широко применялась украинскими мастерами еще в XVI —XVII веках. Под кистью народного живописца на хрупкой поверхности стекла расцветали крупные яркие цветы и листья, написанные сочными мазками масляной краски. Используя довольно ограниченную цветовую палитру, народные мастера добивались замечательного декоративного эффекта. Часть красок просвечивала, а другая часть наглухо перекрывала поверхность стекла. Холодная роспись стекла всегда привлекала художников своей доступностью и простотой технических приемов. С появлением анилиновых красителей появилась возможность приготавливать яркие, чистые и прозрачные краски. Недаром их сразу же оценили мастера народных художественных промыслов. В промышленности анилиновые красители применяются для крашения кожи, меха, резины, пластмассы, бумаги. Входят они в состав лаков, полиграфических красок, пасты для шариковых авторучек, туши, чернил. Но самая богатая палитра у текстильных анилиновых красок, которыми пользуются и в быту. Среди них желтая, розовая, алая, красная, вишневая, малиновая, сиреневая, гранатовая, бордо, оранжевая, синяя, васильковая, бирюзовая, зеленая, фиолетовая, лиловая, коричневая, черная. И это далеко не полный перечень. Продаются текстильные анилиновые красители в отделах бытовой химии хозяйственных магазинов. Для росписи стекла успешно используется окрашенный анилиновыми красителями желатин. Внутри помещения желатиновые краски сохраняют яркость и свежесть не один десяток лет, но они не стойки к воздействию солнечных лучей, поэтому их не следует применять для росписи объектов, расположенных на открытом воздухе. Желатиновые краски приготавливают непосредственно перед росписью. Разведенные краски нельзя долго хранить, поэтому приготавливать их нужно ровно столько, сколько потребуется для текущей работы. Залейте одну часть желатина тремя частями холодной воды. Как только желатин разбухнет, распустите его в клееварке. В отдельных керамических или металлических баночках разведите теплой водой порошковые анилиновые красители. Порошковые красители можно заменить цветными чернилами или цветной тушью. Можно пользоваться и акварельными красками в тюбиках. Для выполнения даже самой сложной по цвету росписи вполне достаточно иметь три основные краски — желтую, красную и синюю — и три дополнительные — зеленую, оранжевую и фиолетовую. Все остальные цвета можно получить последовательным наложением одного слоя краски на другой или их смешиванием. В баночки с разведенными красителями добавьте распущенный в клееварке желатин. После тщательного перемешивания краски готовы к употреблению. Но, охлаждаясь, желатинно-анилиновые краски становятся студенистыми и теряют текучесть. Поэтому расписывать нужно слегка подогретыми красками. Держать краски подогретыми можно с помощью простого приспособления — своеобразной термопалитры. Ее легко изготовить из старой кастрюли с алюминиевой крышкой. Вырежьте в крышке шесть круглых отверстий под банки с красками и одно отверстие в середине, необходимое для выхода пара, если вода в кастрюле закипит. В это же отверстие можно вставлять дополнительную банку, чтобы составлять в ней сложный цвет. Если подходящих банок для красок под рукой не окажется, смастерите термопалитру более простой конструкции.
|
Круглая и прямоугольная термопалитры |
На прямоугольном листе жести проведите стальной чертилкой глубокие риски, показанные на рисунке штрихпунктирными линиями. Вначале жесть согните по параллельным рискам гармошкой, а затем по остальным. Чтобы получилось шесть лоточков для красок, параллельных рисок должно быть тринадцать. Во время росписи стекло должно находиться в горизонтальном положении. Если стекло вделано в раму, его можно положить на две табуретки. Если же стекло не обрамлено, необходимо сделать специальную подставку. В витражной росписи краски должны смотреться на просвет, поэтому стекло необходимо снизу подсветить, например, поставив на пол настольную лампу. Но если подставку поставить у окна, то днем можно вполне обойтись без искусственного освещения. Вместо электролампы под стеклом расположите примерно под углом 45° лист фанеры с прикрепленной к нему белой бумагой, которая будет играть роль рефлектора. Лучи дневного света, отражаясь от рефлектора, будут падать на стекло. Отраженного света бывает вполне достаточно, чтобы хорошо видеть краски на просвет.
|
Подставка с рефлектором для росписи стекла |
Работа над витражом начинается с эскиза. На альбомном листе выполните эскиз в цвете, а затем с помощью клеток перенесите контурный рисунок на лист бумаги, соответствующий размерам стекла. Стекло необходимо обезжирить. Слегка припорошите его молотым мелом или зубным порошком. Сухую чистую тряпку смочите одеколоном и протирайте стекло до тех пор, пока с него полностью не будет удален зубной порошок. Стекло станет совершенно прозрачным. Обезжиривать можно также крепким раствором питьевой соды. Теперь, осторожно приподняв стекло за края, подложите под него контурный рисунок, который вы сделали в натуральную величину, и обведите контуры черной масляной краской. Чтобы на стекле не появились вновь жировые пятна, старайтесь не касаться его руками. Как только краска подсохнет, можно приступать к заливке контурного рисунка желатиновыми красками, предварительно уложив стекло на подставку. При нанесении краски на стекло нужно руководствоваться разработанным в цвете эскизом. Краски можно наносить поочередно: например, вначале закрасить все участки, имеющие красный цвет, затем синий и так далее. Набрав краску на кисть, старайтесь как можно равномернее окрасить ограниченный контурами участок стекла. Сразу же после нанесения жидкая краска расплывается по всему участку стекла, одновременно исчезают следы кисти. Если нанесенная на стекло краска окажется слишком светлой, сделать ее более насыщенной можно только после полного высыхания, наложив на первый слой второй слой той же краски. Сложные цвета различной тональности получают путем наложения одного цвета на другой. Чтобы получить фиолетовый цвет, на высохший слой краски наносится синяя, для получения оранжевого — желтая, коричневого — зеленая. Те же цвета можно получить, непосредственно смешивая краски в отдельной баночке. Желатиновая краска боится влаги. Чтобы устранить этот недостаток, ее дубят насыщенным раствором квасцов, например, хромовых (они продаются в фотомагазинах). Раствор квасцов нужно наносить мягкой кистью или тампоном на хорошо просушенную красочную поверхность. Примерно минут через десять остатки квасцов смываются с поверхности стекла чистой холодной водой. Для росписи стекла можно растворять анилиновые красители и в спиртовом лаке. Правда, спиртовые лаки малоустойчивы не только к воздействию влаги, но и к перепадам температуры, поэтому они малопригодны для росписи витражного стекла, но вполне подходят для росписи декоративной стеклянной посуды. Чтобы окрасить спиртовой лак, разведите в небольшом количестве одеколона порошковый анилиновый краситель, затем вылейте его в лак и тщательно размешайте. Там, где роспись должна быть светостойкой, применяют масляные краски, которые долго не выцветают даже на солнце. Ими можно расписывать стекла дверей и окон, выходящих на улицу. Масляные краски недостаточно прозрачны, но там, где витраж выполняет не только декоративные функции, но и одновременно роль ширмы, полупрозрачность как раз полезна. Например, такой витраж может быть в двери между кухней и прихожей. Рекомендовать какой-то один универсальный рисунок витража нельзя. Его композиция и цветовое решение должны разрабатываться на основе конкретного интерьера. При этом надо учитывать цвет стен, степень освещения комнаты или коридора и, наконец, пропорции предназначенного для росписи стекла. Нанесенные тонким полупрозрачным слоем, масляные краски дают довольно яркие пятна. Для росписи на стекле пригодны только тонкотертые художественные масляные краски в тюбиках. Наиболее яркие и прозрачные из них — берлинская лазурь, изумрудная зелень и краплак. Кистью почти невозможно положить равномерный тонкий слой масляной краски. На просвет заметны даже самые незначительные мазки, а в декоративном витраже, особенно в орнаменте, беспорядочные мазки производят впечатление неряшливости. Удалить мазки и равномерно распределить краску на поверхности стекла можно тряпичными тампонами. Для каждой краски нужно изготовить отдельный тампон. Подобно кистям, тампоны нужно сделать разных размеров. Более крупные необходимы для нанесения краски на большие участки стекла, мелкие — для проработки тонких деталей. Для удобства каждый тампон желательно укрепить на черенке пришедшей в негодность кисти. Краски можно наносить на стекло тампоном прямо с палитры. Но можно предварительно окрасить кистью участок стекла, а затем обработать его тампоном, часто-часто ударяя по стеклу и следя за тем, чтобы краска ложилась тонким и равномерным слоем. Краску на палитре разводите скипидаром, но не очень жидко. Следует заметить, что масляную краску можно наносить и на вертикально стоящее стекло, так что кухонную дверь, например, не придется снимать с петель. Какой бы прочной ни была роспись на стекле, со временем на ней могут появиться царапины и другие механические повреждения. Чтобы этого не произошло, желательно со стороны красочного слоя наложить после полного высыхания красок второе стекло. Но прежде чем вставить стекла обратно в раму, обклейте их торцы со всех сторон узкой изоляционной лентой. Это предохранит краски от попадания влаги. Особенно это важно для витражей, расположенных на открытом воздухе или в помещениях с повышенной влажностью. |