Медаль — отчеканенная или отлитая из металла миниатюрная барельефная художественная композиция. Обычно выпускается в честь выдающегося лица или исторического события.
Лицевая сторона медали, на которой помещается портрет или главное изображение, называется аверсом, противоположная сторона, дополняющая содержание первой,— реверсом. Наиболее распространенная величина медали — от 60 до 80 мм — определяется размером ладони. Знатоки кладут медаль на ладонь и рассматривают тончайшую игру света на рельефе.
По характеру содержания и технике исполнения к медалям близки плакеты или плакетки (в зависимости от размера), но в отличие от медалей они чаще имеют прямоугольную форму. Планеты, как правило, имеют изображение только с одной стороны.
• Медаль родилась в Италии на рубеже XIV—XV веков. Ее создателем является Антонио Пизано, или Пизанелло (1397—1455 гг.). Не являясь непосредственным изобретателем медали, он выдвинул ее как независимый вид искусства. Пизанелло, резко порвав с традицией, создал совершенно новое, своеобразное искусство, мало имеющее общего как с монетами античности, так и с теми медалями, которые изготовлялись до него в Италии. Медапь Пизанелло не носит характера монеты. Изготовленная из бронзы или свинца, его медаль ценна исключительно своими художественными достоинствами. Крупные по размеру медали Пизанелло выполнены в технике литья с последующей доработкой штихелями, пуансонами и чеканами, что придает им особую выразительность.
• Первые произведения русского медальерного искусства относятся к X—XI векам. В этот период русские резчики стали изготовлять штемпеля для чеканки золотых и серебряных монет киевских князей. Работа над такими штемпелями требовала решения чисто медальерных композиционных задач. Учитывая опыт византийских резчиков, русские мастера разработали собственные монетные типы. Монетный тип «златников и сребряников» X века складывался из портрета князя Владимира и изображения Христа-вседержателя, а монет XI века — из портрета князя и родового знака Рюриковичей. Эпиграфика киевских монет хорошо сочетается с изображениями. Что касается портретов, то они представляют собой наиболее ранние оригинальные памятники русской портретной иконографии.
• Древние фальшивомонетчики, наносившие ущерб государственному денежному обращению, оказали определенную услугу историкам. Дело в том, что на монетных дворах после выпуска определенного количества монет все специальное оборудование уничтожалось, а фальшивомонетчики, естественно, долго хранили свои штемпеля в тайниках. Обнаруженные много веков спустя подпольные монетные мастерские позволили получить более полное представление о технических приемах раннего монетного производства.
• Наградные воинские медали своим рождением обязаны России. Их стали делать еще при Петре I, положив в основу старую русскую традицию жалования за ратные подвиги «золотыми». На протяжении нескольких десятилетий Россия была единственной страной, в которой произведения медальерного искусства служили массовыми воинскими наградами. Лишь ко времени наполеоновских войн примеру России последовали другие страны Европы.
• На созданной в начале XIX века на Урале в городе Златоусте оружейной фабрике техника граверно-медальерного искусства успешно использовалась для декорирования холодного оружия. На всемирных промышленных выставках в Лондоне в 1851 и 1862 годах изделия златоустовской фабрики завоевали бронзовые и серебряные медали. Императоры европейских государств стремились приобрести златоустовское оружие как художественную драгоценность.
• Горный начальник златоустовских заводов и директор оружейной фабрики П. П. Аносов, создатель всемирно известной платинистой стали и литого булата для клинков,
позаботился об организации в Златоусте производства стальных бытовых вещей — подносов, ларцов, столовых ножей и вилок, подсвечников и т. д.
П. П. Аносову принадлежит также мысль применять для украшения стальных изделий самоцветные уральские камни.
• Проникшая в Златоуст техника художественного гравирования на стали попала в надежные руки уральских умельцев, многие из которых работали дома и сбывали свою продукцию купцам-перекупщикам. В числе таких граверов-надомников был Петр Филимошкин. Он нигде не учился, не знал грамоты, но каждая его крохотная гравюра на столовом ноже свидетельствовала о высокой одаренности. Слава о его ножах ходила не только в Златоусте, из Парижа приходили заказы с требованиями выслать ножи обязательно работы Филимошкина. |