Идеальный психотерапевт должен быть умен, сердечен, расположен к больному, должен внушать ему доверие. В последние годы многие авторитетные психиатры и психотерапевты в США взяли себе в помощники собак, утверждая, что четвероногие друзья человека обладают всеми перечисленными качествами.
Пионером метода, носящего название «анимотерапия» (от латинского «анималь»—«животное»), является нью-йоркский врач Б. Левинсон, написавший на эту тему две книги: «Детская психотерапия с использованием домашних животных» и «Домашние животные и развитие человека». Первая из этих книг посвящена сотруднику Левинсона, дворняге Джинглсу. По словам врача, все началось случайно.
«Однажды рано утром я усердно писал, сидя за письменным столом, а Джинглс лежал у меня в ногах. Вдруг раздался звонок в дверь. Я никогда не разрешал Джинглсу присутствовать при приеме больных, однако в этот день никто не был записан на такой ранний срок. В кабинет вошла чрезвычайно взволнованная мать с ребенком...»
К величайшему удивлению врача и матери, замкнутый, неконтактный, мрачный ребенок не выказал никакого страха и сразу начал ласкать и обнимать собаку. Мать попыталась разнять их, но Левинсон остановил ее. Целый час врач наблюдал за игрой мальчика и собаки. «А можно мне прийти еще раз поиграть с Джинглсом?» — спросил ребенок в конце сеанса. Несколько следующих сеансов он провел, играя с собакой и не обращая никакого внимания на врача. Но вскоре его привязанность к собаке частично распространилась и на ее хозяина. Врач смог поговорить с ребенком, составить себе мнение о его болезни и частично разрешить проблемы, назначив соответствующее лечение.
Вскоре Левинсон взял себе в помощники еще и кошку, а потом поместил в приемной аквариум с яркими тропическими рыбками. Он считает, что некоторым замкнутым детям легче наладить контакт с кошкой, чем с собакой. А наблюдения за разноцветными рыбками, плавающими в аквариуме, успокаивают возбужденных детей, боящихся врача, и к тому же развивают фантазию. Смотреть на рыбок, по мнению доктора Левинсона,— такое же затягивающее занятие, как любоваться игрой пламени в открытой печи.
В 1970 году Левинсон провел опрос детских психотерапевтов, разослав им специальные анкеты. Из 150 ответивших ему врачей треть использует при лечении домашних животных, любимцев детей. Как можно было предвидеть, наиболее распространенным помощником является собака, на втором месте кошка. Некоторые психотерапевты предпочитают птиц и черепах.
Как ни странно, в одном случае с большим успехом были использованы даже змеи. В интернате для отсталых детей в городе Сан-Диего восьмерым мальчикам в возрасте от 9 до 12 лет поручили ухаживать за змеями, закрепив за каждым персональную рептилию. Детям подробно разъяснили правила обращения с животными. Через полтора месяца у детей было отмечено значительное снижение раздражительности, улучшение поведения в школе. Четверо из восьми мальчиков вскоре были переведены в обычную школу.
Анимотерапия применима не только для детей. В 176 году была начата широкая программа анимотерапии в самой крупной в США частной психиатрической лечебнице. Теперь здесь работают собаки самых разных пород. Один из больных, старик, за четверть века пребывания в клинике не произнесший ни слова, стал разговаривать с собакой. Теперь он немного разговаривает, даже если поблизости нет его любимицы.
Врачи клиники говорят, что больному человеку зачастую легче сначала наладить контакт с собакой, существом дружелюбным, привязчивым и благодарным, принимающим человека таким, каков он есть. Затем постепенно возникает доверие и к врачу, а без такого доверия лечение неэффективно.
По мнению энтузиастов, домашние животные могут быть мостом к миру здоровых людей. Они считают, что тщательно разработанная программа анимотерапии, специальное обучение животных позволят устранить все сомнения.
По материалам журнала «Сайенс дайджест», США |