У этой игры давняя родословная. Играть в лапту начали еще во времена Петра I. Для нее не требовался дорогой инвентарь, и поэтому лапта быстро завоевала популярность, стала поистине народной.
Замечательный русский писатель А. И. Куприн писал о лапте: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, верность своей партии (то есть команде.— Ю. Б.), внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места...»
И еще одну особенность русской лапты подметил писатель. Он утверждал, что в ней, как ни в какой другой игре, вырабатывается товарищеская спайка: «Своего выручай!» Хороший игрок — это не тот, кто сам не попадает под салящий удар, а тот, кто, порой рискуя собой, помогает товарищу уйти от преследования противника — вот смысл купринского «своего выручай!».
На Руси в лапту играли по-разному, существовало много разновидностей игры. Если собиралось три-четыре человека, то обычно использовали упрощенный вариант — «свечки». За околицей деревни, на ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая — коном, или домом. Из толстой прямой ветки выстругивали биту, из тряпок мастерили небольшой мячик. Потом, используя считалку, определяли бьющего, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.
Упрощенный вариант лапты — игра «свечки»
Бьющий подбрасывал мяч и сам же сильно ударял по нему битой. Тряпичный снаряд свечой взлетал в небо. Полевые игроки, наблюдая за ним, ждали, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удавалось, бьющий шел в поле, а его место занимал игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторялся.
Бывало, что бьющий промахивался по мячу. Правила снисходительно разрешали ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступал свое место другому игроку.
Играли в старые времена и в так называемый «тройник». Три игрока (отсюда и название — «тройник») располагались в таком порядке: один у линии города, другой — у кона. Третий же — бьющий — мог начинать игру с любой линии. Если в «свечках» бьющий сам подбрасывал себе мяч под удар, то в этой игре ему помогал полевой игрок. «Тройник» — более динамичная игра, поэтому бьющий здесь должен не только сильно бить по мячу, но и быстро бегать: после удара, пока мяч летит по воздуху, он должен пробежать всю площадку и встать за противоположной чертой. В это время полевой игрок, стоящий у дальней линии, старается перехватить стремительно летящий мяч, чтобы осалить им бегущего.
«Тройник» — игра для одной семьи
На удар бьющему отводились три попытки. Если он был не уверен, что после несильного удара сумеет перебежать площадку неосаленным, то оставался на месте. После третьего даже неудачного удара он обязан был бежать к противоположной черте. Успех этой перебежки зависел от его ловкости, быстроты, смекалки.
Рассказ о русской лапте мы не случайно начали с ее упрощенных вариантов. И «свечки» и «тройник» — замечательные, если можно так сказать, семейные игры. Три-четыре игрока — это как раз оптимальный состав для одной отдыхающей на природе семьи.
Что же касается большой русской лапты, о которой писал Александр Иванович Куприн, в нее играют большим составом — до 30 человек в каждой команде. По-разному называли эту игру в нашей стране: «майдан», «на матки», «на выкуп» и т. д. Особой популярностью лапта пользовалась в Ставрополье, в кубанских и донских краях.
Как уже говорилось, большая русская лапта имеет несколько разновидностей, мы расскажем о более современном варианте игры.
На большой зеленой лужайке размечают площадку толченым мелом, желтым песком или сухими ветками (см. рис.). В районе города выделяют места для метальщика (игрока, бьющего по мячу) и подающего (игрока противоположной команды, подбрасывающего мяч).
Большая русская лапта
Играющие делятся на равные команды, выбирают матковых, или, по-современному, капитанов. Капитан — авторитетный игрок, у него и прав больше — бьет он не один раз, а три. По жребию одна из команд занимает линию города, другая располагается в поле. Капитан бьющей команды устанавливает очередность ударов — кто за кем бьет. Сам он вступает в игру последним. Капитан водящей команды выделяет одного игрока в помощь метальщику. Как правило, это самый хитрый и смекалистый игрок, ведь от его умения — не нарушать правила и одновременно создавать бьющему игроку неудобства — зависит успех водящей команды. Но за подачей внимательно следит капитан бьющей команды, и если подающий три раза неправильно подбросит мяч, его меняют. После удара метальщик бросает лапту в городе и стремглав бежит к кону. В это время игроки полевой команды подбирают с земли мяч и стараются осалить им бегущего. В случае удачи партия заканчивается и команды меняются местами. Но такое случается редко: обычно бьющий все же успевает добежать до кона. А чтобы он не вернулся снова в город, водящей команде выгоднее быстро передать мяч подающему — он ведь тоже имеет право осаливать возвращающегося в город соперника.
Итак, только что выполнивший удар игрок остается в доме, а удар выполняет его товарищ. Если он удачно запускает мяч в поле, первый игрок из дома перебегает в город и снова может выполнять удар, разумеется, когда подойдет его очередь. Если же метальщик дает свечу (то есть бьет высоко вверх) и водящие игроки ловят мяч, не дав ему опуститься на землю, партия заканчивается, и команды меняются местами.
Бывает и так. Метальщик слабо пробил по мячу, и соперники быстро его перехватили. В этом случае лучше, не рисковать — подождать следующего, более сильного удара партнера. Поэтому в городе порой собиралось несколько неудачников. Стоило их товарищу сильно ударить, все они срывались с места и бежали к кону.
Случаются в лапте и такие ситуации. Полевая команда не стремится осалить перебегающего в дом игрока, а передает мяч подающему. В этом случае, конечно же, все бьющие остаются в доме, ведь стоящему в городе противнику не составит большого труда осалить бегущего ему навстречу игрока.
Таким образом, игра нередко принимала такой оборот: в городе оставался один игрок — капитан. И у него в запасе три удара. Вот подающий подбрасывает ему мяч, капитан размахивается и... промахивается. Попытка повторяется, и снова неудача: создается критическая ситуация — впереди только один удар.
И тут партнеры капитана, собравшиеся в доме, посылают ему на выручку игрока — самого быстрого и верткого. Не дожидаясь удара, он срывается с места и, лавируя между полевыми игроками, мчится к городу. А те, разумеется, передавая мяч друг другу, стремятся его осалить. В этой ситуации, как ни в какой другой, как раз и проявлялась товарищеская взаимовыручка: «Сам погибай, а товарища выручай!». Если смельчаку удавалось перебежать площадку неосаленным, его друзья по команде облегченно вздыхали: ведь даже в случае промаха бьющего у них в запасе оставался один удар.
Вариант большой русской лапты, где штрафная площадка — запретная зона для водящих
Несколько слов о бите и мяче.
Биту обычно делали из прочного дерева — без сучков и свилей. Наиболее оптимальные размеры биты мы показали на рисунке. В старину мяч делали из тряпок. Вы же используйте теннисный мяч.
Рисунки А. Митрофанова |