Как-то мне довелось побывать на одной из московских выставок «Природа и фантазия». Среди многочисленных фигурок зверей и птиц, сделанных из сучков и веток, я сразу обратил внимание на две большие деревянные вазы. И привлекли они мое внимание отнюдь не размерами, а прежде всего искусной работой, красотой форм. Мне захотелось встретиться с автором сказочных ваз, узнать, как он работает, где находит материал для своих поделок.
И вот я в деревне Полушино у Дениса Ивановича Огарева, рабочего одного из подмосковных предприятий.
В просторной светлой горнице Огаревых было, как на выставке: на дощатых полках, на гардеробе, буфете, даже на полу — фигурки животных и людей, деревянные композиции из сказок и вазы, всевозможные чаши, конфетницы, хлебницы, шкатулки.
— Последние работы, — заметив мою заинтересованность, сказал Денис Иванович. — Остальные раздал ребятишкам, знакомым.
— Как же это вы все делаете, где материал находите? — невольно вырвалось у меня.
— В лесу валяется. Вон та ваза для цветов со старого пожарища, а эту, — и он указал в угол комнаты, — на болоте нашел. Конечно, к любому сучку или корневищу руки приложить надо.
Я хотел верить этому человеку, но в сознании как-то не укладывалось: черный, обгоревший сук осины и взметнувший вверх свои «руки»-лепестки грациозный цветок-ваза. Видимо, от внимательного взора умельца не ускользнуло мое минутное замешательство, и он предложил: — Завтра утром я собираюсь в лес. Хотите пойти со мной?
— Говорят вот: если кому не дано видеть прекрасное, то это на всю жизнь, — рассуждал Денис Иванович по дороге в лес. — А я считаю, это отговорка для лентяев. Способность видеть прекрасное может развить в себе каждый, если, конечно, захочет. Вот вы говорите — вам не дано. Не проходите мимо упавшей с дерева или оставшейся после порубки сосновой ветки. Остановитесь, приглядитесь к ней повнимательней, и вы увидите в корявых переплетениях побегов заготовку для подсвечника, вешалки, а если повезет, и какую-нибудь фигурку. Или вон возьмите разные там наросты на деревьях: капы, сувели.
...Нарост — разросшаяся часть древесины на стволе дереза, сучьях и корнях, стал я вспоминать слышанное когда-то, образуется в результате травм механического или биологического происхождения. Как правило, наросты шарообразные, но могут быть и неправильной формы. В разрезе имеют красивую текстуру...
Их можно встретить почти на всех породах деревьев, но больше всего наростов на березе, ольхе, сосне. Мне, правда, не довелось встречать в наших лесах большие наросты, но, говорят, березовые капы и сувели встречаются весом и до 100 килограммов.
А то вон возьмите клен. Он знаменит своими наростами на корнях. Иной раз у вывороченного ураганом клена встретишь такие замысловатые наросты — просто фантастика. Это от воздействия на древесину почвы.
Осина, та другим хороша: капы и сувели на ней частенько с дырами, а это для умельца удача: легко сделать красивую вазу для цветов.
Из ольхи конфетницы и хлебницы получаются на загляденье. Древесина у нее розовато-перламутрового цвета — экзотическая раковина, да и только.
— Вас, кажется, интересовало, где я беру материал для своих поделок? — вспомнил мой вчерашний вопрос Денис Иванович. — Вон видите там, за пригорком, черное пятно на опушке? — показывая рукой вдаль, обратился ко мне мой спутник. — Это старое пепелище, оставшееся от лесного пожара. Материала столько, что на две моих жизни хватит. А справа от пожарища — болото. Там деревья растут плохо, часто болеют. На березе много крупных наростов, а на осине — отличные заготовки для будущих поделок: гнилые изнутри капы. Ольха уж на что влаголюбивое дерево, а и та искривляется и обрастает наростами да грибами. Езжу я иногда и на торфоразработки — это за несколько километров от нас. Там деревья многие годы стоят с обнаженными корнями. Срезанные с упавших деревьев такие «воздушные» корни — отличный материал для лесной скульптуры.
А вспомните речку, озеро, пруд. Сколько на их берегах сучьев, корневищ, веток! Все это пригодится человеку с умелыми руками и внимательным взглядом.
Не час и не два бродили мы по лесу с Денисом Ивановичем Огаревым и, подобрав с земли скрюченную ветку, порой подолгу рассуждали, что бы из нее сделать. В небольшом болотце с больной березы аккуратно сняли нарост. И мастер, обращаясь ко мне, словно к своему ученику, предложил прямо тут же, в лесу, определить, что можно сделать из этого капа. Я внимательно рассмотрел структуру заготовки, многочисленные извилины, темные глазки, наслоения и, заметив на шарообразном наросте небольшую площадку, сказал, что воплотил бы этот нарост в настенную подставку для цветов. И оказалось, попал в самую точку: Денис Иванович тоже об этом подумал. А дома мастер рассказал мне, как он обрабатывает найденные в лесу наросты.
— Сначала тупым ножом я снимаю с дерева кору. С сырой древесины сделать это нетрудно, а вот пересушенную заготовку нужно несколько дней вымачивать в воде. После этого кора легко счищается. Сырую заготовку сразу обрабатываю, не даю ей высохнуть. Если мне нужно, чтобы очищенный березовый нарост остался белым, промываю заготовку в теплой воде. А вот ольховые, осиновые сучки и корневища лучше не промывать: выступивший из древесины сок дает неповторимую розовато-коричневую окраску.
В домашней мастерской умельца я увидел и нож-косяк, и ножовки, и различные резцы: ложечный, двусторонний, круговой; и стамески разных форм, и фигурные напильники...
Сучки Денис Иванович отпиливает мелкозубой ножовкой, отверстия сверлит большими (проходными) сверлами (см. рис. 1). В коловорот вставляет и специальные сверла по дереву — перки. Полости в наростах и крупных сучках в зависимости от «витиеватости» заготовки долбит стамесками: полукруглой, плоской или клюкарзой (изогнутая стамеска). Стенки подрезает ножом-косяком (рис 2). Затем в дело вступают разные напильники: плоские, полукруглые или фигурные. В тех местах, куда напильником не достать, на помощь приходит длинное сверло (рис. 3). Чистовая обработка изделия заканчивается шлифовкой наждачной бумагой: сначала крупной, потом мелкой. Хорошо, если это будет водостойкая шкурка — ее можно время от времени очищать от деревянной пыли, промывая под водой. Труднодоступные места удобно обрабатывать, закрепив шкурку в пропиле длинного стержня, вставленного в патрон дрели. Если дрели нет, шкурку нужно наклеить на деревянную фигурную дощечку. Чтобы показать текстуру дерева (особо ценится у мастеров древесина с мелкими глазками), вазу или конфетницу зачищают мелкой шкуркой, а затем лакируют и полируют специальными пастами. Среди щелочных политур для лакирования древесины в большом почете у любителей декоративного творчества политура № 14. Из целлюлозных лаков пользуются спросом лаки НЦ-221 и НЦ-222. Поверхности, обработанные этими лаками, можно полировать пастой ГОИ.
Прощаясь с Денисом Ивановичем Огаревым, натуралистом, большим любителем декоративного творчества и хорошим человеком, я вспомнил его слова: «...видеть прекрасное может каждый...»
Рисунки Б. Лисенкова |