Вечной живописью называют мозаику — и это очень точное определение. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не померкнув и не потеряв своих красок.
История мозаики насчитывает тысячелетия — еще художники Древнего Востока выкладывали узоры из керамических плиток. В античную эпоху мозаика прошла путь от несложных орнаментов до больших красочных композиций. Широко известны замечательные мозаики Рима первых веков нашей эры, средневековой Византии. Взгляните на средний снимок в конце статьи — это работа античных мастеров.
Кто бывал в Киеве и посетил Софийский собор, не мог не обратить внимания на искусные мозаичные работы художников XI—XII веков. А много позже русскую мозаику возродил Михаил Васильевич Ломоносов — вспомните его «Полтавскую баталию» и «Портрет Петра Первого».
Классическим материалом для мозаичных работ считается смальта — цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками. Смальта насчитывает сотни разных цветов и оттенков, предоставляя художнику богатую палитру. Кстати, Ломоносов очень много занимался и технологией изготовления смальты, он провел более 4 тысяч опытных плавок стекла с минеральными красителями и получил огромный набор цветов. Многими его рецептами пользуются до сих пор.
Полтавская баталия
Портрет Петра Первого
В наши дни архитекторы широко применяют мозаику для внутреннего оформления общественных зданий. Известные советские художники П. Корин, А. Дейнека, Б. Чернышев выполнили Немало мозаичных работ в разных городах страны. В последнее время мозаика вышла на улицы — это декоративные стенки в скверах, бассейны, фасады театров и кинотеатров. Кроме смальты, сейчас используются и другие материалы, более доступные и дешевые. Как раз эти материалы мы и хотим рекомендовать тем, кто заинтересуется мозаикой. Камни разных цветов, обломки красного, розового, белого, серого кирпича, осколки керамических труб и облицовочной керамики, метлахская плитка, покрашенная нитрокраской, обыкновенная галька — все пойдет в дело.
Прежде всего определите место и размеры будущей картины. Затем хорошенько продумайте, что вы будете изображать и какими цветами пользоваться. Помните, что мозаика — не просто набор из цветных кусочков, а живопись в полном смысле этого слова, в ней должны быть гармония, колорит, пластика — словом, все, что присуще обычной живописи на полотне. Исправить мозаику трудно, так что лучше семь раз отмерить, прежде чем начинать.
Когда вы окончательно определите сюжет, колорит, материалы, сделайте эскиз в цвете, а потом рабочий рисунок в натуральную величину карандашом на плотной бумаге.
Подготовьте место для мозаики: штукатурку или бетонную стену нужно очистить от краски. Замесите раствор: равные части цемента и просеянного песка перемешайте, добавляйте воду, чтобы получилась тестообразная масса, и еще раз тщательно перемешайте. Раствор набросайте штукатурным мастерком на обильно смоченную стену и разгладьте. Наложите на сырую поверхность раствора рабочий рисунок и передавите контуры изображения палочкой или гвоздем. Снимите рисунок и быстро выкладывайте изображение в материале, пока раствор не затвердел. Не забывайте сверяться с эскизом.
Если картина большая или вы используете мелкий материал, выполняйте работу по частям: нанесите раствор на небольшую площадь, выложите ее, потом переходите к следующему участку.
Раствор окончательно схватывается только через пять-шесть дней. Все это время нужно обильно смачивать картину водой несколько раз в день.
В процессе работы вам придется подгонять кусочки материала по месту. Для этого нужен тальон — его можно сделать из старого плоского напильника, остро заточив один конец и вогнав другим концом в устойчивую деревянную колоду. Берете камешек или плитку клещами, устанавливаете на острие тальона и ударяете сверху молотком, у которого тоже остро заточен обратный конец. Удар должен прийтись так, чтобы лезвия тальона и молотка совпали. В этом месте камень треснет. Таким образом вы можете получить материал любой нужной вам формы. |