Лучшие памятники русской архитектуры отличаются богатством декоративной отделки, среди которой ведущую роль играют разнообразные архитектурные лепные детали.
Лепные работы применяются и сейчас при восстановлении памятников старины. Лепнина декорирует части здания и архитектурные формы интерьера, придает им богатый и нарядный вид.
Одним из основных материалов в лепных работах является гипс — материал доступный и легкий в обработке. Его используют для изготовления моделей и форм и для отливки лепных деталей.
Среди многих приемов изготовления лепных изделий для любителей представляет интерес точение по гипсу. Суть этого метода состоит в том, что на вращающееся деревянное веретено наращивается слой жидкого (и сразу же быстро твердеющего) гипса. Процесс сходный с токарной обработкой с той лишь разницей, что там с заготовки снимают излишек материала, а здесь добавляют недостающее.
Даже на простейшем станке можно изготовить изящные изделия, отличающиеся совершенством форм, такие, например, как вазы, кашпо для цветов, игрушки, шахматные фигурки и другие прикладные и декоративные предметы.
Приспособления и материалы
Для точения по гипсу нужно изготовить несложные приспособления. Собственно станок чрезвычайно прост по устройству. К доске толщиной примерно 30 миллиметров шурупами крепят деревянные бруски-станины. На выступающих концах станин вырезают гнезда, в них вращаются веретена — круглые деревянные палочки (см. рис.).
Станок для точения изделий из гипса.
Чтобы веретено при точении не смещалось в стороны, на него устанавливают ограничители. При точении небольших моделей в качестве веретена может быть использован, например, карандаш, а ограничителя — распиленная катушка для ниток. За нее как за ручку удобно вращать веретено. Для крупных изделий ограничителем могут послужить узкие полоски картона, смазанные клеем и намотанные кольцом или же проточенные на веретене шейки (см. рис.).
При работе гипсовый раствор разбрызгивается с вращающегося веретена. В качестве простого ограждения можно использовать полиэтиленовый мешок с отрезанным дном. Нижняя часть мешка помещается в ведро.
Формуются гипсовые изделия с помощью шаблонов, закрепленных на станине. Их изготовляют из жести, перенося на лист контур с рисунка. После вырезывания кромки шаблона зачищают напильником и шкуркой — от их чистоты зависит гладкость поверхности изделия.
Для работы металлический шаблон укрепляется на деревянной основе. Его накладывают на многослойную фанеру и карандашом переводят на дерево контур. По этой линии вырезают фанерный шаблон, его кромка стачивается под углом 45° к режущей металлической части. Металлический шаблон накладывают на деревянный с расчетом, чтобы его кромка выступала на 1—2 миллиметра, и скрепляют оба шаблона между собой мелкими гвоздями. Чтобы сохранить при точении заданный объем фигуры, необходимо уменьшить величину шаблона с режущей стороны на радиус веретена. Устанавливается шаблон на станине так, чтобы его плоскость находилась в одном уровне с осью веретена.
Материалом для лепных изделий служит формовочный скульптурный гипс. Он обладает способностью принимать любую форму, сохранять ее после затвердения, легко резаться, давая белую гладкую поверхность, окрашиваться разнообразными красителями.
Прежде чем начать работать, нужно убедиться в доброкачественности имеющегося в распоряжении гипса. На пробу его разводят в столовой ложке воды и ждут полного затвердевания. Если раствор в течение 20 минут не затвердеет, это значит, что взят отсыревший гипс, потерявший свои свойства. Такой материал для работы не пригоден. Правда, слегка влажный гипс можно восстановить прокаливанием на огне, насыпав порошок на железный лист. Хранить гипс следует в сухом помещении не более трех месяцев.
Гипсовый раствор приготовляется по определенным несложным правилам. Вначале порошок просеивают через сито. Затем в ковш наливают чистую воду, столовой ложкой набирают гипс и равномерно рассыпают его по поверхности воды. Гипс добавляют до тех пор, пока он не начнет медленно оседать в центре ковша, после чего раствор размешивают палочкой. Следует помнить, что в готовый раствор нельзя добавлять воды — он не затвердеет. Так же нельзя подмешивать и сухой гипс — порошок не разойдется, в растворе образуются комки.
Разведенный гипс быстро схватывается, поэтому использовать его следует немедленно. Однако при желании схватывание можно замедлить, если, приготовляя раствор, влить в него разведенный столярный клей (на 10 частей воды 1 часть клея). Добавка дает выигрыш в 10—15 минут.
Как уже говорилось, гипс легко красится, достаточно добавить в воду, идущую на приготовление раствора, анилиновый краситель желаемого цвета.
Точение изделий
Установив шаблон на станины, а веретено в гнезда (чтобы оно легко вращалось), разводят довольно густой раствор и накладывают гипс на веретено. Затем готовят более жидкий раствор (густоты сметаны) и начинают его лить на медленно вращающееся веретено, распределяя гипс равномерно по всей поверхности.
Слой гипса будет постепенно нарастать, пока не дойдет до шаблона. Его острый край начнет срезать излишки, придавая изделию нужную форму. Чтобы поверхность изделия была гладкой, заканчивают точение на очень жидком растворе.
По ходу работы гипс разводится небольшими дозами, каждый раз гипсовка (резиновая емкость для замешивания) тщательно очищается от застывших комков. Раствор нужно готовить в совершенно чистой посуде, так как различные примеси, особенно жировые, мешают становлению гипса.
На шаблоне во время точения скапливается излишек гипса, время от времени его надо счищать ножом. Иногда веретено с незаконченным изделием вынимается из гнезд для того, чтобы очистить шаблон с верхней и с нижней стороны.
После того как точение закончено, веретено снимают со станин и дают гипсу высохнуть (обычно 2—3 дня). У изделий, которые останутся белыми, концы веретена, выходящие за пределы фигуры, обрезают. Места среза зачищаются наждачной бумагой и закрашиваются гуашевыми белилами. Если же изделие будет расписываться, то веретено не обрезается до конца работы.
После просушки на поверхности могут появиться небольшие трещины. Причина — разбухание деревянного веретена от излишней влаги. Трещины легко заделываются жидким гипсом. Затем изделие снова просушивается и зачищается наждачной бумагой.
При точении полых форм, например, ваз, изготавливают болванку вместе с веретеном из целого куска дерева. Для того, чтобы болванка хорошо вынималась из гипса, нижний конец веретена смазывают вазелином и обертывают куском картона.
Роспись точеных изделий
Гипсовые изделия могут быть оставлены без отделки, это особенно характерно для ваз, балюстрад, цветочных вазонов — их гладкая белая поверхность и так очень приятна. Но такие вещи, как игрушки, шахматы, цветочные кашпо, требуют декоративных дополнений — рисунка и цвета. Декоративная отделка подчеркивает характер точеной фигуры, усиливает ее художественные достоинства.
Для росписи гипсовых изделий применяют гуашевые, темперные, масляные и нитроэмалевые краски. Все эти краски кроющие, они ложатся на поверхность непрозрачным слоем. Перед росписью поверхность нужно хорошенько подготовить: исправить впадинки и бугорки жидким гипсом, гладко отшлифовать мелкой наждачной бумагой, а затем загрунтовать. Под масляную краску и нитроэмаль грунтуют олифой или тонким слоем столярного клея, покрывая изделие два раза. Для гуаши и темперы используют белую гуашь, добавив в нее несколько капель клея ПВА.
После грунтовки следует подготовка и разметка рисунка. Поскольку изделия имеют концентрическую поверхность, общий узор может быть представлен в виде развертки на плоскости. Наносят орнамент на игрушку обычно от руки карандашом средней мягкости, стараясь не испачкать поверхность.
На вазах, кубках и им подобных вещах обводку делают, вращая веретено от себя. Наклонные линии проводят, пользуясь гибкой линейкой из картона, параллельные оси — по угольнику. Для общей разметки узора бумажную полоску обматывают вокруг изделия, затем складывают ее пополам, снова пополам и т. д. Полоску обматывают вокруг фигуры и метки — сгибы бумаги — переносят на ее поверхность.
Примеры шаблонов для точения ваз.
Образцы росписей точеных игрушек.
Сложный рисунок обычно переносят при помощи кальки. Берут лист по размеру фигуры, переводят на него рисунок с оригинала, потом обматывают вокруг изделия и переводят на него изображение.
После того как рисунок перенесен, приступают к росписи. Гуашевые и темперные краски разводятся на воде. Для того, чтобы краситель прочно держался на поверхности гипса, в разведенную краску добавляют несколько капель клея. Масляные краски разводят на олифе или растворителях, нитроэмалевые — на ацетоне. Приготовляют краску в небольших баночках. Для росписи пригодны кисти различной формы, желательно хорьковые, беличьи или колонковые, №№ 1, 2, 3, 6, 8, 12. Вначале закрашивают общий фон, крупные детали рисунка, затем переходят к более мелким. Заканчивают работу нанесением тонких линий — поясков, точек, прорисовкой лица. |