Естественная древесина — строительный материал древний и благородный — красива своей природной красотой. Еще более она выигрывает, если рисунок ее слоев подчеркнуть прозрачным лаком. Истина эта вроде бы прописная, и, казалось, лишний раз ее можно не повторять. И без того в интерьере наших жилищ дерево — материал номер один, самый теплый и самый любимый.
Но это интерьер — внутреннее убранство дома. А экстерьер, внешний вид? Как выглядят коттеджи в новых поселках, дачные и садовые домики? Они ведь в большинстве своем деревянные, и это в традициях средней полосы. И тут оказывается, что хотя дом целиком построен из дерева, красы материала совсем не видно. Все закрашено масляной краской в экономичный зеленый (синий, коричневый) цвет, тот, какая краска оказалась под руками.
Но всегда ли нужно пользоваться краской? Ведь если в мебели красота дерева выявляется лаком, то и вид дома от этого, надо думать, не испортится. Однако инерция вкусов, как нигде, проявляется во внешнем облике жилища. Можно проехать десятки поселков и не увидеть ни одного дома, отделанного лаком или даже простой олифой. Лишь кое-где в дачных или курортных зонах встречаются коттеджи, радующие глаз приятной желтизной натурального дерева.
Между тем прозрачная отделка фасада является очень эффектным приемом оформления стандартных деревянных домов щитовой и панельной конструкции с их простотой архитектурных форм. На сегодняшний день химическая промышленность выпускает довольно большой спектр недорогих синтетических лаков, пригодных для наружных работ. Стоимость прозрачной отделки, включая материалы, примерно равна стоимости окраски масляными красками. Долговечность лакового покрытия достаточно велика, его подновляют однослойным покрытием лаком или олифой раз в 2—4 года.
Технология прозрачной отделки довольно проста. Единственно, деревянные поверхности должны быть подготовлены более тщательно, чем под масляную краску. И, кроме того, еще во время строительства доски обшивки сортируют по цвету и текстуре, чтобы избежать потом излишней пестроты.
Вначале следует подготовительная операция — грунтовка. Грунт составляют из олифы (натуральной или полунатуральной — оксоли), подцвеченной жженой охрой, железным суриком. Цвет и количество добавки зависят от оттенка древесины и желаемого тона отделки. Пигменты можно брать сухие, тогда их замачивают на сутки-двое в олифе. Можно воспользоваться и готовыми красками, хороши, например, художественные в тюбиках, на небольшой садовый домик вполне достаточно нескольких тюбиков.
Подцветку грунтовочного состава делают для того, чтобы придать дереву более разнообразные оттенки: солнечно-желтые, янтарные, медовые, светло-коричневые, терракотовые. Важно только не увлекаться добавлением пигмента, иначе слои дерева будут вуалироваться: сухого пигмента берется не более 1—2%, краски — 2—5% от веса олифы.
Иногда вместо пигментов применяют обжиг дерева паяльной лампой, это тоже интересный декоративный прием. После обжига поверхности обычно грунтуют чистой олифой. Подкрашивают древесину и одно- двухпроцентными растворами анилиновых красителей в воде, причем можно использовать не только красители для дерева, но и те, что выпускаются для окраски хлопка и шерсти.
Грунтовочный состав перед употреблением желательно подогреть до 50° — олифа тогда глубже впитывается в поры. Для этого банку ставят в горячую воду. Грунтуют, как правило, один раз, но если есть возможность, неплохо нанести и второй слой. При работе надо стараться не делать потеков, пятен, излишков грунта, так как потом все эти дефекты будут хорошо видны. Если древесина сыровата, то в олифу добавляют сиккатив в количестве 3% по весу. Это нужно для того, чтобы слой не был липким, и для ускорения сушки.
Затем следует лаковое покрытие. Его наносят в два или три слоя — тогда оно хорошо противостоит атмосферным воздействиям. Чаще всего применяют распространенные лаки: глифталевый ГФ-166 (старое название — 6-С), пентафталевые ПФ-283 (бывший 4-С) и паркетный ПФ-231. Вполне пригодны лаки ПФ-170, ПФ-170а, ПФ-171. Чтобы получить матовую поверхность, последний слой наносится лаком с добавкой в него технического воска (3% от количества лака), предварительно разведенного в теплом скипидаре (10% от количества лака).
Законченный вид дому придадут наличники окон и дверей, карнизы и другие детали, выделенные более насыщенным тоном.
Он подбирается раньше, на этапе грунтовки так, чтобы архитектурные детали выглядели контрастными на фоне стен. Однако их можно подчеркнуть и более темным лаком, таким, например, как лак 7-С.
В комплекс цветового решения фасадов нередко включают и окраску шиферных крыш. Их серый цвет не всегда сочетается с цветом дома, поэтому шифер красят какой-нибудь масляной краской — железным суриком или эмалями ПФ-115 и ПФ-133 в два слоя. Цветная кровля украшает дом, и, что немаловажно, окрашенная, она становится более долговечной. И еще один штрих, коли речь зашла о крыше. Не забудьте украсить трубу красивым дымником (колпаком из оцинкованной кровельной стали), он придаст дому особое изящество.
«Пятый фасад» — так иногда называют пространство перед домом — тоже играет большую роль в общем облике усадьбы. Сюда относятся дорожки к дому, подъезды, газоны и клумбы. Все это должно быть красивым и содержаться в порядке. Хозяйственные постройки — гаражи, сараи, бани — оформляются в тон с фасадом дома, что придает усадьбе целостный, законченный вид, ансамблевость — как говорят архитекторы. Красивая усадьба доставляет радость и хозяину и окружающим, ведь каждый дом — это часть улицы, элемент ее внешнего оформления. |