Японский сад — это, прежде всего, уголок естественной природы, выполненный в миниатюре: он может занимать площадь всего лишь в несколько квадратных метров. Для имитации природных объектов используют самые различные материалы, способные отразить образ: например, большой камень изображает гору, маленькие камни и булыжники — водопад или горный поток, белый гравий — море, куча песка — холм, каменная башня — храм и т.д.
Строгие линии и безупречные геометрические фигуры (круги и квадраты) практически не применяются в композициях японского сада. Наиболее распространены асимметричные варианты из камней и гальки, мхов и невысоких растений либо групп деревьев с учетом периодов их роста и цветения...
Каменные башни (или каменные пагоды) — декоративный элемент японского сада — всегда имеют нечетное количество ярусов с пластинками, чаще всего четырехугольной, иногда шести- и восьмиугольной или круглой формы. (В маленьком саду хорошо смотрится пятиярусная башня). Башни размещают около тсукубаи, мостов, водоемов и водных потоков, рядом с декоративными камнями или перед большими деревьями (рис. а).
Каменные фонари — несомненное украшение сада. Как правило, их располагают у поворота тропинки, на краю водоема или ручейка, вблизи моста или около тсукубаи. Фонарь обычно является основным элементом в группе с небольшими камнями, иногда его размещают перед деревом. Для изготовления фонарей применяют различные камни, дерево или пемзу (рис. б, в, г).
В японском саду используют следующие виды фонарей:...
Обычно имеется несколько возможностей, чтобы попасть из одной точки в другую: прямой путь, всегда самый короткий и целенаправленный; длинный, который на первый взгляд не так удобен, поскольку идет по кривой. По мнению японцев, второй вариант предпочтительнее, поэтому дорожки в восточном саду, как правило, извилистые. При прогулке по извилистой дорожке даже в небольшом саду возникает впечатление, что вот-вот откроется что-то новое. И, наконец, движение по кривой соответствует природным формам — излучине реки, береговой линии, звериной тропе и другим ландшафтным структурам.
Дорожка имеет свой дизайн, который определяется, с одной стороны, тем материалом, которым она покрыта, а с другой — всем тем, что ее окружает, включая и то, какие виды она открывает и где она заканчивается...
Иметь на приусадебном участке уютный уголок с хотя бы небольшим зеркалом воды, а возможно и с каскадом или фонтаном — это ни с чем не сравнимая радость. Грамотно подобранная и посаженная растительность и рыбки в водоеме придадут определенный шарм и законченность всему облику сада. Не секрет, что любой, даже самый маленький, пруд положительно действует на психофизическое состояние человека, снимая стресс, усталость и раздражение.
Образцом оформления водоема для многих садоводов служит сама природа. В природе пруд обычно имеет свободные очертания, а водная и прибрежная растительность отличаются большим разнообразием. Но помимо этого пруд должен еще и гармонично вписываться в садовый ландшафт (см. рис.)...
Второй главнейший компонент японского сада — вода. Устройству водоема, его форме, направлению движения воды, если это ручей-поток, придается не меньшее значение, чем композиции камней. Водоем позволяет в пределах сада воспроизвести в миниатюре песчаные и каменистые берега, заливы, полуострова и острова. Он может изображать спокойную и широкую реку или же бурный, стремительный поток с порогами и водопадами. Водопад был всегда одной из любимейших деталей сада. Место для него выбиралось особенно тщательно — вдали от дома, но так, чтобы слышен был звук воды, а в лунную ночь видны были отблески струй. Обрамлением ему должны служить две скалы, олицетворяющие огромные горы, а фоном — деревья. Уже в книге «Сэндзай Хисе» говорилось об устройстве водопада в ансамбле с другими компонентами: «Чтобы сделать водопад, надо, прежде всего, отобрать камень, с которого должна падать вода...
Совершенно особая тема, связанная с рельефом участка ничуть не меньше, чем с его цветочным оформлением,— скальный сад (рокарий). Мы отводим его описанию сравнительно большое место, так как рокарий — «сады камней», декоративные «горки» — становятся все более популярными у любителей-цветоводов. Они представляют собой композиции из растений с камнями, своего рода искусственно созданный миниатюрный фрагмент горного ландшафта.
Эффектный каменистый сад можно устроить, укрепляя камнями склон оврага, особенно же удачными такие композиции из растений и камня бывают на участках, имеющих характерный рельеф: там они выглядят естественно.
Традиция и мода на устройство рокариев идет с Востока...
Одним из самых популярных является сад камней монастыря Реандзи в Киото, созданный в конце ХV-начале XVI века. Он представляет собой небольшую прямоугольную площадку (около 23x9 м), расположенную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны сад огражден невысокой глинобитной стеной, за которой поднимаются зеленые кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, расположены группами 15 камней. Песчаная поверхность «расчесана» специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2-3 или 5 камней...
Многообразие садов и вместе с тем их единые корни можно увидеть в Киото — древней столице Японии. Огромное их большинство помещается в монастырских комплексах, так как искусство садов в значительной мере связано с идеалами буддизма. Камень и несколько веток бамбука — это уже композиция, уже «сад». На площадке в несколько квадратных метров, засыпанной белой морской галькой, расставлены группы камней различной формы — это сухой сад, или сухой пейзаж. Здесь камни воспринимаются как скульптура, и только их пластическая выразительность, пропорции, соотношение объемов, размещение в пространстве формируют эстетические качества сада. Вместо гальки может быть песок, а скульптурный объем может создаваться также и кустарниками, особо подобранными по форме и цвету листвы. Наряду с песчаным садом существовал как особый вид сад мхов, где акцентировалась фактура поверхности и различие оттенков зелени. Сочетание плоскостей, покрытых галькой и мхами, создавало для глаза возможность совмещения фактур...
К особенностям садово-паркового искусства Японии относятся: 1) типологичность; 2) традиционность; 3) символизм; 4) образная трактовка природы; 5) связь с живописью; 6) канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов — камней, воды, растительности, сооружений.
Отправной точкой формирования садов последних двух периодов является положение дзен-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствовало обострению эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления...
Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI веке. На протяжении всей своей истории, насчитывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т.д.).
Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все это разнообразие на незначительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественного, но образ природы положен в его основу.
Главная функция японского сада — созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора — террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута...
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи