Строить снегоход начнем с рамы. Это сосновый брус толщиной 50 мм. Можно вырезать его из одной доски, а можно собрать из нескольких. Подойдет и толстая 10—12-миллиметровая фанера. Если вы выбрали фанеру, то не стоит придерживаться цифры 50 мм. Можно ограничиться двумя боковинками с проставкамн из реек. На брус крепятся спинка и сиденье. Спинку вырежьте из толстой фанеры, а сиденье — из доски толщиной не менее 15—20 мм. Сиденье привинчивается к бруску шурупами, а к сиденью, в свою очередь, — спинка. Нижний край сиденья укрепите двумя небольшими угольниками длиной 35—40 мм, с шириной полки 15—20 мм. Крепить спинку к угольнику лучше всего винтами диаметром 4—5 мм, а угольник к бруску — шурупами.
Собранную раму покройте олифой, а потом двумя-тремя слоями масляной краски. Пока сохнет краска, можно приняться за другие узлы снегохода.
Спереди к бруску двумя болтами М10X70 крепится подрамник, сваренный из стальных труб. Изготовить его не так просто, как может показаться. Сначала выгибаются по шаблону, начерченному на бумаге или прямо на полу мастерской, верхняя и нижняя трубы, изготовляется скоба из 3-миллиметрового листа. Для дальнейших операций нужно запастись древесностружечной плитой размером не менее 600X300 мм. Вблизи одной из длинных сторон плиты на расстоянии 550 мм друг от друга вбейте два штыря диаметром 12—17 мм. А в середине другой длинной стороны прибейте брусок высотой 110 мм. Теперь, надев на штыри отрезки труб (длина 160 мм; диаметром 20 X 1) подрамника и прикладывая к ним нижнюю трубу, можно точно подпилить концы этой трубы под сварку. Разумеется, средняя часть трубы должна при этом лежать на бруске. После подгонки концов нижней трубы ее можно прихватить сваркой и приняться за подгонку верхней. Для этого нужно взять скобу и, определив примерно наклон трубы, приварить ее к нижней трубе. Затем, ориентируясь на верхний край скобы, подогнать концы верхней трубы. После подгонки подрамник можно сваривать. Поскольку две трубы являются втулками осей лыж, после сварки их придется рассверлить изнутри. Станок необязателен: сверло или развертку диаметром 18—18,5 мм можно зажать в тисках.
Подрамник, как и другие металлические детали снегохода, покройте грунтом и окрасьте нитроэмалыо. Пространство между трубами лучше всего закрыть листом алюминия или пластика. Шаблон для выкройки по готовому подрамнику сделать нетрудно. Закрепить лист можно небольшими винтиками или скобочками.
Следующий узел снегохода — рулевое управление и лыжи. Поворотные тяги изгибаются из трубы диаметром 20 X 1 и соединяются со стойками болтом М6X30. К стойкам (труба диаметром 18 X 1) привариваются опорные шайбы и трубки для болтов подвески лыж. Снегоход рассчитан на детские лыжи. Их основные размеры приведены на общем рисунке. К лыжам шурупами привинчиваются скобы, через них проходит болт М10X70. Поворотные тяги соединяются между собой пластиной, болтами М6X30.
Пластина замыкает рулевую трапецию (см. вид сверху). Чтобы не мерзли руки, на пластину можно натянуть кусок резинового шланга. Большие зазоры между пластиной и тягой предотвратят заклинивание при больших углах поворота лыж.
Педали и ведущая звездочка (28 зубьев) — от двухколесного детского велосипеда. Педали кренятся к брусу двумя пластинами, привинченными шурупами диаметром 5 мм. (Такие же пластины использованы для задней оси.) В зависимости от роста седока педали можно установить на том или ином расстоянии от спинки сиденья. Для перестановки можно заранее просверлить через 20 мм ряд отверстий диаметром 1,5 мм под шурупы и сделать углубления под пластины в брусе большей длины, чем указано на чертеже.
Наиболее сложными деталями снегохода являются колеса. Для их изготовления потребуются два обода с литыми шинами от детского двухколесного велосипеда, стальная проволока диаметром 3,5 мм. Из проволоки по чертежу выгибаются секторы. На их опорную часть заранее наденьте, отрезки резиновой трубки. Затем, установив в тисках на какой-либо оси втулку, электросваркой «прихватите» секторы к втулке. При этом нужно следить за тем, чтобы концы секторов были разведены не менее чем на 65 мм. Собрав втулку с секторами, можно приступить к центрированию обода относительно втулки. И только тщательно выверив его положение, осторожно приварите секторы к ободу. Для увеличения проходимости снегохода опорные части секторов можно переплести между собой леской или проволокой.
На правое колесо к втулке приваривается звездочка, аналогичная ведущей. Не нужно гнаться за скоростью и применять меньшую звездочку. Двигаться по снегу труднее, и к педалям придется прикладывать большее усилие. Кстати, именно этим обосновано несколько необычное положение седока (ноги вытянуты) и необходимость установки спинки для упора.
Задняя ось устанавливается между пластинами. В последнюю очередь поперечными винтами М5X30 на ней укрепляются колеса. Цепь привода придется собрать из трех цепей, соответствующих звездочкам. Для регулировки натяжения можно переставлять пластины педалей или установить где-либо натяжной ролик. Верхнюю ветвь цепи целесообразно закрыть кожухом, который нетрудно изогнуть из полоски жести или алюминия. Не лишними окажутся и куски поролона, приклеенные к спинке и сиденью.
Если вам не удастся достать деталей от детского двухколесного велосипеда, можно воспользоваться педалями и звездочками от велосипеда взрослого. В этом случае придется самим выточить ось каретки.
Тем, кто захочет усовершенствовать снегоход, можно порекомендовать встроить в задние колеса муфты свободного хода. Их можно позаимствовать от втулок взрослых велосипедов. Тогда вам не придется снимать ноги с педалей при спуске с горок.
В заключение добавим, что наш снегоход предназначен для плотного или укатанного снега. Если же вы попытаетесь одолеть на нем рыхлый сугроб, то это принесет скорее всего разочарование.
Вероятно, многим придет в голопу мысль установить на наш снегоход мотор. Делать этого не следует, так как мотор лучше приберечь для постройки мотонарт — транспорта более неприхотливого.
По метериалам приложения "Для умелых рук" |