На плоту, о котором мы собираемся вам рассказать, можно плавать в бассейне или пруду.
Если у вас есть ласты, то расходы по сооружению плота будут гораздо меньше.
Плот держится на поверхности воды благодаря четырем автомобильным камерам, а передвигается с помощью ласт, прикрепленных к рычагам. Настил делается из тонких досок, фанеры и планок. Плот отличается большой устойчивостью. На нем можно спокойно пускаться в плавание.
Для того, чтобы смастерить плот, нужны ласты (желательно, самые большие), автомобильные камеры, можно использовать вулканизированные камеры, которые обойдутся гораздо дешевле новых. А быть может, у ваших знакомых найдутся старые ненужные камеры.
Настил и рычаги для ласт сделаны из деревянных планок разной толщины, которые можно купить в магазине со столярными принадлежностями. Весь плот обойдется вам недорого. Впрочем, я надеюсь, что благодаря вашей смекалке удастся снизить «себестоимость» плота.
Сборку надо начать с соединения горизонтальных досок (края настила) с раскосами, которые служат для укрепления конструкции и опоры. Места соединений рекомендуется смазать клеем «Виколь» или столярным. Гвозди или винты находятся в местах, обозначенных на рисунках. Когда оба бока настила будут уже готовы, просверлите отверстия для закрепления горизонтального стержня — прочной деревянной палки. Диаметр этих отверстий должен быть немного больше диаметра стержня, чтобы его можно было плотно вогнать в них. Для просверливания отверстий понадобится сверло определенного диаметра, дрель и круглый напильник — обдирочный резец для обработки отверстий. Просверлив отверстия (следите за тем, чтобы они были перпендикулярны к поверхности досок) и смазав их изнутри клеем, вставьте стержень, который должен плотно войти в отверстие.
К бокам настила прибейте или привинтите куски фанеры толщиной не менее 10 мм. Теперь на настиле закрепите дощечку с двумя планками, которая служит подпоркой для ног. Ее положение можно регулировать с помощью больших пластмассовых винтов.
А теперь предстоит самое трудное: надо сделать рычаги, к которым прикрепляются ласты. Они должны легко сниматься и одеваться. Рычаги сделайте из планок толщиной 10—18 мм согласно указанным размерам и соедините их с помощью гвоздей и клея. Только после этого можно просверлить отверстие, которое, конечно, должно быть больше диаметра стержня, закрепленного под настилом. К верхней части рычага прикрепите короткий стержень, закрепленный в отверстии, смазанном клеем. Для уменьшения трения рычага о стержень можно обить его куском листового цинка, латуни или меди, а в месте закрепления в раскосах поместить прокладку, сделанную из обрезков поливинилхлоридных плиток или фанеры. Другую такую же прокладку надо одеть на стержень после прикрепления рычага и продеть сквозь просверленное на его конце отверстие шплинт, не позволяющий выпасть рычагу. Изнутри к раскосам прибейте планки, к которым прикрепляются поперечные доски с поплавками. К этим доскам надо приделать бруски из планок, которые не дают доскам сдвинуться вбок. На концах досок проделайте отверстия и вставьте в них четыре пластмассовых винта.
На каждой из двух досок, к которым прикрепляются поплавки, есть несколько отверстий, благодаря чему можно передвигать поплавки вперед или назад, меняя тем самым центр тяжести плота. К каждой доске прибейте сбоку по куску фанеры, на которые одеваются автомобильные камеры. Длина фанеры подбирается таким образом, чтобы спущенную камеру можно было натянуть на нее, как на колодку. Когда вы накачаете камеру, она будет плотно держаться на этой фанере. Накачивать камеру надо с помощью специального насоса, со шлангом и гайком.
Накаченная шина должна быть немного больше обычного размера. На всякий случай заберите с собой в плавание запасную камеру, поместив ее за подпоркой, между двумя досками.
Теперь надо покрасить плот бесцветным лаком или водоотпорной масляной краской, предварительно тщательно очистив и несколько раз загрунтовав его поверхность.
Итак, плот готов. Теперь предстоит испытать его на воде.
Сначала отрегулируйте положение подпорки для ног и поплавков, чтобы плот занимал строго горизонтальное положение, а ноги крепко упирались в подпорку. Теперь приведите в движение рычаги — и плот поплывет.
Если вы будете работать одной ластой, а другой тормозить (крайнее нижнее положение ласты), то плот совершит медленный поворот. Заднего хода у плота нет, надо об этом помнить и захватить с собой небольшое весло, сделанное из доски. С его помощью можно будет выполнять разные маневры. Если вы захотите ловить рыбу с плота или загорать на нем, то можно увеличить настил, положив доски около поплавков и оставив только щели для рычагов с ластами.
Плот отличается высокой стабильностью и на него можно спокойно входить из воды с левой и с правой стороны, не опасаясь, что он перевернется.
Не забудьте, что на водоемах всегда надо соблюдать осторожность! В плавание могут отправиться лишь те из вас, кто умеет хорошо плавать.
По материалам журнала "Горизонты техники для детей" (Польша) |