Понедельник, 07.10.2024, 09:05 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [504]
Дела строительные [459]
Дизайн, интерьер [729]
Домашнему мастеру [2110]
Женсовет: рукоделие+ [993]
Здоровье, Красота [608]
Игры, игрушки [335]
Мебель [275]
Моделирование [273]
На кухне + Рецепты [928]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [143]
Оптика [74]
Работы с деревом [456]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [236]
Свое хозяйство * [2016]
** Обустройство [444]
** Парники, Теплицы [53]
** Приспособления [243]
** Цветы, Флористика [261]
** Деревья, Кустарники [236]
** Овощи [162]
** Бахчевые [27]
** Бобовые [20]
** Зелень и Приправы [116]
** Грибы [25]
** Болезни и Вредители [133]
** Кладовая (Закрома) [234]
** Птицеводство [74]
** Животноводство [100]
** Пчеловодство [23]
** Водоём [25]
Сотовые телефоны [44]
Спорт, снаряды [280]
Статьи Владимира Мао [142]
Транспорт и около [407]
Туризм, рыбалка, охота [534]
Экономим [169]
Это интересно! [908]
Только кулинария [3814]
Утилизация в РФ [90]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [2]
 Сборник
Главная » Статьи » Домашнему мастеру

Заоваленная резьба по дереву
Заоваленная резьба по деревуЗаоваленная резьба выполняется так же, как и контур­ная, в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки делаются более глубокими, а грани заоваливаются. В большинстве случаев со стороны рисунка грани заовали­ваются круче, а со стороны фона — более полого. В случае, если фон заоваливается так, что нигде не остается плоским, резьбу называют заоваленной с подушечным фоном.
 
Техника выполнения этих двух видов резьбы практиче­ски одинакова. По сравнению с разными видами плоско­рельефной резьбы заоваленная резьба выразительней, но все же игры светотени мало, поэтому чаще всего она приме­няется для украшения небольших по размеру изделий.
 
Заоваленную резьбу можно было бы и не выделять как отдельный вид резьбы по дереву, так как она представляет собой резьбу выемок на плоскости, и лишь благодаря раз­личным приемам, например заоваливанию граней, чеканке фона и другим, ее можно отнести еще и к рельефной резьбе.
 
Наиболее ярко это выражено такой разновидностью резьбы, как заоваленная резьба с выбранным фоном. Эту разновидность можно было бы назвать барельефной резь­бой, если не учитывать того, что резьба ведется на плоскости и лишь такой прием, как выборка фона, позволяет сде­лать ее по-настоящему рельефной.

Не имеет смысла подробно объяснять приемы выполнения резьбы, так как все основные правила были уже описа­ны выше. Отдельно следует сказать о кудринской резьбе, которая отличается тем, что сочетает в себе все достоинства как плосковыемчатой, так и плоскорельефной резьбы.
 
Этот вид резьбы был изобретен во второй половине XIXв. мастером из деревни Кудрине В. П. Ворносковым. Отличительной особенностью этой резьбы является то, что деревянные изделия украшаются причудливым раститель­ным узором с вписанными в него изображениями животных и птиц.

Для кудринской резьбы наиболее подходящими порода­ми дерева являются липа и ольха: липа— благодаря своим свойствам, которые идеально подходят практически для всех видов резьбы, ольха— благодаря своим свойствам и красивой красновато-коричневой, окраске. Также резь­ба может выполняться на осине, которая так же, как липа и ольха, относится к мягким породам дерева. Для резьбы пригодны и твердые лиственные породы, такие как береза, груша, дуб. Чем тверже древесина, тем более мелкие дета­ли можно выполнять.

Для выполнения кудринской резьбы необходим большой набор инструментов, в который должны входить ножи-ко­сячки с разным углом заточки, набор полукруглых стаме­сок, плоские стамески, клюкарзы (для выборки фона).

Работа всегда ведется по эскизам, выполняемым заранее в соответствии с учетом формы и разметов будущего изделия. Эскиз выполняется на бумаге в натуральную величину, все элементы композиции тщательно прорабатываются, после чего рисунок переводится на кальку, а потом с помо­щью копирки — и на поверхность будущего изделия.

Так как эскиз может использоваться для изготовления серии одинаковых изделий, рисунок переводят с помощью копирки на поверхность не карандашом, а заточенным ко­лышком, для того чтобы при многократной обводке детали рисунка не забивались.

Работа выполняется этапами: сначала делаются все необходимые насечки, а потом подрезки. Это правило мож­но игнорировать, но следует учитывать, что в таком случае на выполнение работы уйдет больше времени.

Резчик по дереву должен знать правила и приемы резь­бы, для того чтобы выполнять работу качественно и быстро. Если он нарушает технику, это в большинстве случаев ска­зывается на том, что резьба выполняется качественно, но очень медленно.

Взяв в руки инструмент, следует выполнить сразу всю работу этим инструментом, чтобы отложить его в сторону. Если этого не сделать, во время работы придется постоянно менять одни инструменты на другие, в результате чего при­дется забыть о изготовлении изделий серийно, на создание шедевров будет уходить непозволительно много времени.

Насечки и подрезки производятся косячком и полукру­глыми стамесками в соответствии с правилами, описанными выше. После этого приступают к заоваливанию. Здесь кудринскую резьбу можно разделить на две группы: с поду­шечным фоном и выбранным фоном.

В первом случае участки фона, на которых отсутствуют выемки, заоваливаются в форме подушечек произвольной формы (которая обусловлена контурами рисунка и формой самого изделия). При этом грани со стороны рисунка заоваливаются более круто, чем со стороны фона. Для заовалива-ния снимается фаска, после чего край обтачивается для придания овальной формы.

Во втором случае фон выбирается полукруглыми ста­месками, а потом выравнивается плоскими. Удобны в рабо­те клюкарзы с полукруглыми и плоскими рабочими частя­ми.

Резьба завершается нанесением на поверхность фона и орнамента прорезок различной глубины, передающих такие детали рисунка, как прожилки, оперение чешуя и др. Большое значение в кудринской резьбе придается от­делке изделия, так как сама разновидность резьбы не пред­полагает богатой игры светотени, поэтому выразительность и красота изделия во многом зависят от декоративной отделки.

Обработка производится в несколько этапов. Первый этап — шлифование поверхности. Сначала применяется наждачная бумага с крупным зерном, а потом мелкозерни­стая. Однако даже при очень тщательно шлифовке на по­верхности все равно остается воре, который удаляется сле­дующим образом: поверхность очищается щеткой от древесной пыли и частиц абразива, а потом смачивается водой. После того как она высохнет (через 10-12 ч), ее шлифуют мелкозерни­стой наждачной бумагой до появления мягкого блеска. Шли­фуется только поверхность, углубления остаются без шли­фовки, за счет этого достигается контрастность рисунка.

Следующим этапом декоративной обработки является окрашивание древесины. Можно пользоваться порошковым красителем, который растворяется в воде, или спиртовой морилкой. Цвет красящего состава подбирается опытным путем за счет добавления в него воды (спирта) или порош­кового красителя. Перед тем как приступить к окраске, рекомендуется сначала опробовать состав на небольшом куске дерева той же породы, так как Древесина имеет свой оттенок и при окрашивании может дать не тот цвет, который нужен.

При окрашивании краску следует наносить с избытком, чтобы она равномерно впитывалась по всей поверхности из­делия, а потом лишний краситель удалить тампоном или ветошью. При нанесении состава его сначала надо расти­рать вдоль волокон, а потом поперек.

После того как красящий состав высохнет, его надо слег­ка отшлифовать мелкозернистой шкуркой, чтобы удалить подтеки и избыток красителя, который скапливается в углублении. После этого можно приступать к обработке защитным покрытием и полировке.

Можно пользоваться любым лаком: нитроцеллюлозным, масляным, спиртовым. На поверхность лак наносится с по­мощью круговых движений тампона. Работать следует равномерно, не допуская наплывов и потеков. После нанесения первого слоя лака его надо высушить, а затем обработать истертой наждачной бумагой. Лак придется наносить в несколько слоев, так как первые слои впитываются в де­рево и имеют достаточно неприглядный вид. По высыхании каждый слой лака шлифуется отработанной наждачной бу­магой. В общей сложности наносятся 3-4 слоя лака.
 
Благодаря шлифовке лаковое покрытие становится ма­товым, и .после нанесения лака его необходимо отполиро­вать до блеска. Выше уже описывались три этапа полирова­ния: сначала смесью лака и политуры лаковое покрытие натирается до равномерного блеска, потом политурой нати­рается до высокого блеска, а потом 10%-ным раствором по­литуры в спирту удаляются масляные пятна. В конечном итоге готовое изделие имеет контрастный рисунок благода­ря тому, что углубления фона остаются матовыми, так как не отполированы, а поверхность орнамента отполирована, но является матовой из-за шлифовки каждого слоя.
Категория: Домашнему мастеру | Добавил: $Andrei$ (21.08.2013) W
Просмотров: 3896 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0

Помочь проекту!
Поддержка
Комментарии к материалу
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
Enter
Люди:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи





    BZ = 12.060
    DO = 45.700