Предлагаем сделать одну из множества возможных токарных самоделок — подставку для предметов рукоделия. Такая подставка, выполненная под старину, во многом удобнее шкатулки: не надо копаться в поисках нужных ниток, булавок, иголок, тут все на виду и под руками.
Подставка состоит из двух ярусов со штырьками для катушек. На нижней площадке размещаются штырьки побольше для толстых ниток, на верхней поменьше — для тонких. Ярусы укреплены на составной точеной колонке, которая заканчивается шаровидной подушечкой для иголок и булавок. Ножками служат три деревянных шара. На верхнем ярусе предусмотрены крючки для ножниц, портновского сантиметра, английских булавок и, может быть, мотка тесьмы...
На поделку пойдет древесина без трещин и сколов, лучше липа, береза или груша. Сначала изготавливают фигурную колонку из двух частей. Выбранную болванку обтесывают топором или ножом, придав ей цилиндрическую форму. На торцах приблизительно намечают центры. Заготовку устанавливают в станке. Один центр должен совпасть со средним зубцом вилки, которая навинчивается на шпиндель станка. Постучите по торцу заготовки деревянным молотком, чтобы зубья вилки вошли в заготовку на глубину 4—5 мм. Другой конец заготовки зажмите центром задней бабки и вращением пиноли вдавите центр в древесину на 4—5 мм.
Сначала обточите заготовку полукруглым желобчатым резцом для черновой обработки — рейером. Подручник при этом устанавливается так, чтобы его ребро было параллельно оси заготовки и немного выше оси вращения. Резец плотно прижимается левой рукой к подручнику. Снимать стружку лучше от середины к концам болванки. Рейером работают до тех пор, пока не получится болванка приблизительно нужного диаметра и формы. После этого понадобится мазель — это самый ходовой резец для чистовой обточки и срезов. Мазель имеет вид плоской длинной стамески со скошенным лезвием.
Размеры криволинейных фигурных выточек размечают на ходу станка карандашом или циркулем, царапая поверхность цилиндра. Выбирают канавки нешироким рейером, который не двигается по подручнику, а только как бы перекатывается с одного бока на другой. Снимать стружку при этом нужно от краев к середине канавки и от большего диаметра к меньшему, иначе резец будет рвать волокна. Направление движения резца показано на рисунке внизу.
Выпуклую поверхность обрабатывают тупым углом мазеля, а вогнутую — острым. Обрезают заготовку поперек волокон тоже острым концом.
Шаровидные элементы колонки и ножки изделия вытачивают, используя шаблон — пластинку с вырезом в форме четверти окружности нужного диаметра. Для вытачивания шаров лучше устанавливать заготовку в чашечном патроне. К детали время от времени прикладывают шаблон и определяют участки, где необходимо снять лишнюю древесину.
Диски для ярусов вырезают из 10 мм доски, зашлифовывают кромки, просверливают отверстия для колонки и катушечных штырей.
Собирается подставка на клею. Когда он просохнет, желательно подчеркнуть красивую текстуру древесины морением. Морилку можно купить или сделать самим из анилиновых красок (коричневой, красной, черной) для ткани. Лучше морить древесину не очень насыщенной краской в несколько приемов. Морилку наносят тампоном вдоль волокон на смоченную водой поверхность. Когда она высохнет, ее покрывают лаком НЦ-221 или НЦ-228 — тампоном или кистью. Наносят лак не менее трех раз, давая высохнуть предыдущему слою. Лакированную поверхность можно отшлифовать мелкой шкуркой или полировальной пастой.
Верхушку подставки обкладывают поролоном и обтягивают тонкой цветной тканью, чтобы получилась подушечка для булавок.
Рисунок Н. Кирсанова |