Многократный призер соревнований по багги, судья республиканской категории Имант Эрнестович Еркин много лет собирал коллекцию вымпелов, посвященных этому мужественному виду спорта. Он показал нам несколько толстых альбомов — это и есть его коллекция. Многие вымпелы сделал он сам, другие — его друзья-соперники. В этом главная особенность: все собранное — самоделки, и очень искусные!
Для изготовления вымпелов используется техника шелкографии. Это вид трафаретной печати. Сначала изображение наносится на сетку из шелка, натянутую на раму. Отсюда и название «шелкография». Участки сетки, которые соответствуют пробельным местам рисунка, покрывают непроницаемым для краски материалом. После этого краска наносится на сетку и продавливается на поверхность, которую хотят покрыть рисунком, специальным инструментом — ракелем. Этим способом можно получить большое число оттисков.
У себя дома Имант Эрнестович познакомил нас с несложным оборудованием, необходимым для работы.
Во-первых, нужен небольшой столик, у которого верхнюю крышку заменяет толстое стекло. Под столик ставится лампа для подсветки (рис. 1). Можно использовать и обычный раздвижной обеденный стол. Раздвинув его, положите вместо дополнительной секции толстое стекло.
Во-вторых, не обойтись без резца для бумаги. Можно использовать резцы из набора для инкрустаций, которые бывают в продаже. Хороший резец получится из обломка ножовочного полотна (рис. 2).
Третье — это прочная деревянная рама, на которую туго натянута тонкая шелковая ткань. Рама не должна перекашиваться, поэтому самое лучшее соединение — «в шип». Натянуть на раму можно и тонкую синтетическую ткань, например, выцветший платок из синтетического шелка. Годится и тонкий капроновый чулок. Отрежьте верхнюю и нижнюю части, разрежьте чулок вдоль — получится почти квадратный лоскут. Подготовленный материал надо смочить горячей водой и туго натянуть на раму, прибив сбоку гвоздиками с большими шляпками, а края дополнительно закрепить клейкой лентой. Сверху рамки прижмите шепк тонкими деревянными планками.
Очень ответственный инструмент — так называемый ракель. Это пластина из твердей толстой (6—8 мм) резины, для жесткости укрепленная полоской из жести на заклепках (рис. 4). Рабочий край ракеля должен быть тщательно выровнен. Желательно иметь несколько таких инструментов разной ширины. За один проход такой ракель должен перекрывать всю ширину рисунка, но не выходить излишне за его пределы.
Для сушки готовых оттисков желательно изготовить многоярусные рамки и натянуть на них марлю (рис. 5).
Лучший материал для изготовления вымпелов — атлас, белый или цветной. Его нужно разрезать на куски по размеру будущих вымпелов, но с некоторым запасом и с учетом верхней кромки для подгиба.
Краску нужно готовить заранее. Используется обычная масляная художественная краска в тюбиках. Все цвета выигрывают в яркости и сочности, если разводить краску на основе цинковых белил (краска добавляется к белилам в отношении 1:2, 1:3). Не исключение и черный цвет.
Смешивайте краску на толстой оберточной бумаге. Готовую смесь выдержите некоторое время (от половины до трех суток для разных красок). Это необходимо, чтобы масло впиталось в бумагу. Иначе после нанесения на ткань вокруг рисунка появится масляный ореол.
Когда смесь готова, выложите ее на кусок стекла, добавьте пентафталевый лак ПФ-285 или ПФ-286 и сиккатив (другое его название — резинат кальция жидкий). На «лепешку» краски диаметром 12—15 см добавляется примерно 3 пластмассовые крышечки сиккатива (ими закрываются бутылки). В итоге краска должна приобрести консистенцию очень густой сметаны.
Смесь можно готовить и впрок. Она покроется пленкой, которую перед работой снимают и добавляют одну неполную крышечку сиккатива.
Все готово — можно приступать.
Сначала разрабатывается рисунок вымпела. Например, вы решили изготовить вымпел наподобие того, что изображен на рисунке 6. Он выполняется двумя красками — оранжевой и коричневой. Третий цвет определяется цветом ткани, из которой будет изготовлен вымпел. Нарисуйте на ватмане в натуральную величину красками или цветными карандашами то, что вы задумали. Для нанесения букв и цифр можно использовать и готовые трафареты, которые бывают в продаже. Вымпел должен иметь цветную кайму. Это делается не только для красоты. Благодаря краске края ткани станут жесткими и не будут осыпаться.
Справа и слева от готового рисунка поставьте метки, которые потом помогут вам правильно совместить цвета.
Сверху не забудьте разметить подгиб для подвески.
Теперь возьмите небольшой кусок кальки (лучше всего той, что предназначена для туши), наложите ее на эскиз и обведите все детали оранжевого цвета (рис. 7). На другом листе кальки обведите коричневые детали (рис. 8). Причем учтите, что та краска, которая будет накладываться второй, должна немного перекрывать рисунок, нанесенный первой краской. Так вы избежите нежелательного разрыва линий и пустот.
Не забудьте перенести на кальки метки. На одной из калек вычертите подгиб для подвески. Его тоже надо будет покрыть краской, чтобы края не осыпались. Достаточно окантовать подгиб узкой цветной рамочкой.
Теперь заостренным кончиком резца вырежьте из обеих калек все детали рисунка.
После этого возьмите небольшой кусок толстого стекла и натрите одну сторону кусочком мыла, макая его в воду. Это позволит потом легко отделить кальку от стекла.
Подготовленное стекло положите на основной рисунок обработанной поверхностью кверху. На стекло — кальку с вырезанными деталями, совместив их с рисунком. Рамку с натянутым шелком наложите на кальку, стекло и рисунок под ним и прижмите прессом. Если в задуманной композиции есть детали, которые вырезаны отдельно, то после того, как наложена рама, их точно совмещают с рисунком прямо через шелк, двигая каждую деталь кончиками двух иголок.
Теперь тонкой кисточкой наносите через шелк на кальку ацетоновый лам НЦ. Лучше наносить лак точками и потом осторожно растирать. Прихватив кальку к шелку, нанесите лак на рабочий край ракеля и через шелк проведите им по кальке. Эту операцию надо повторить 4 раза, давая лаку высохнуть. В результате лак должен тонким ровным слоем покрыть всю кальку, лежащую под шелком.
На толстый деревянный брусок положите промокательную бумагу. На нее поместите перевернутую раму так, чтобы калька оказалась сверху (рис. 9). Кисточкой, смоченной в ацетоне, осторожно снимите лак с шелка на вырезанных участках и промокните кусочками хлобчатобумажной ткани.
Вот наконец все кальки, соответствующие разным цветам, наклеены лаком на шелк и лак удален с открытых участков шелка. Приготовленную атласную ткань тщательно разгладьте утюгом. Раскроите ее по размеру вымпелов с некоторым запасом.
На стол положите вырезанный лоскут, а сверху — раму так, чтобы калька оказалась между атласом и натянутым на раму шелком. Резиновый ракель обмакните в краску и проведите по рисунку сверху вниз (рис. 9а). Проводя ракелем первый раз, следите, чтобы его плоскость находилась под углом 45° к поверхности. При этом краска остается на открытых участках рисунка. Второй раз проведите ракелем по рисунку, держа его под углом 80° к поверхности шелка. Этой операцией с оттиска снимается лишняя краска. Нажим ракеля должен быть таким, чтобы не растянуть шелк, но продавить краску.
Подняв раму, отделите ткань от шелковой сетки. Кончиком иголки осторожно снимите приставшие к шелку волоконца ткани.
Сделав нужное количество оттисков, промойте шелковую сетку тряпочкой, смоченной скипидаром. Лоскутки с оттисками (пока одноцветными) разложите сушить.
Через сутки можно приступать к наложению другого цвета. Вторую кальку тщательно совместите с цветным эскизным рисунком, используя метки. На этом этапе работы вам понадобится нижняя подсветка. Вся процедура наложения краски повторяется, как было уже описано. Еще через сутки, если потребуется, можно наложить третий цвет.
Когда краска высохнет, обрежьта края вымпелов так, чтобы срез проходил по окрашенным участкам. Тогда ткань не будет осыпаться.
Осталось закрепить шнур для подвески. Для этого подходит полиамидный крученый шнур для рыбной ловли (есть в магазинах «Охотник-рыболов»). Отрезав кусок нужной длины, соединяют его концы над пламенем свечи (рис. 10). Сваренный таким образом стык заправляют под подгиб, смазанный клеем ПВА. На время высыхания клея на подгиб кладут пресс. Работа закончена. Успех ее зависит не только от технического исполнения, но и вашей фантазии, выдумки. Чем интереснее, смелее и оригинальнее замысел, тем больше вы обрадуете того, кому подарите на память вымпел.
Рисунки В. Родина |